Чаянов "Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии"

Sep 25, 2021 17:23

tanga-tan пишет в посте Дивный новый мир. 1984.
О книге Александра Чаянова "Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии".



После прочтения книги - шок!
Поражает привязанность к дате - 1984, именно в этот год попадает главный герой чудесным образом. Кто-то им - Чаянову и Оруэллу - это продиктовал? Но у Чаянова в этом деле первенство: его утопия написана в 1920. А Оруэлл вряд ли читал книгу Чаянова.

Цель автора - показать "третий путь" для России .
... с треском падает с полки томик Герцена, появляется запах серы и Алексей Кремнев отправляется смотреть на дивную Россию без большевиков и либералов, выдавая себя за американца.

История новой России у Чаянова начинается в 1934 году, когда полностью и окончательно побеждает крестьянская партия. В 1937(!)году было последнее поползновение противников новой России. И опять же: кто вложил в Чаянова именно эту дату?

Крестьяне победили полностью и окончательно. Сбылись вековые крестьянские мечты ! Города, в которых более 20 000 жителей, уничтожены. Все московские "небоскребы" разрушены. Добрые православные крестьяне безо всяких большевиков изничтожили и Храм Христа Спасителя. Но бассейна нет, вместо этого заботливо сохраняются руины храма, увитые плющом. И снова вопрос: откуда Чаянов мог узнать, что ХХС взорвут? Это еще ладно, но боюсь даже представить, что эти люди сделали с Ленинградом.
Для чего это все делается? Автор считает, что город - это погибель для подлинной демократии.

Вся Россия превращена в тотальное крестьянское поселение. Много ручного труда, но все живут сыто и благополучно в отдельных поместьях. Ванильные ватрушки, рыбные пироги, пряники, финики с бананами и шоколад... Видимо, это мечты автора в голодные послереволюционные годы.
Крестьянский труд поэтизирован, все действие происходит на фоне прекрасной природы Особенно запомнилась картина сбора урожая капусты: на черной земле огромные вилки капусты синего цвета, которую собирают женщины в белых платьях.

В крестьянской России все бодры, веселы и красивы, особенно девушки в сарафанах с кринолинами.
Надо заметить, что культурная жизнь крестьян производит несколько странное впечатление. Есть что-то из Древнего Вавилона и Ниневии. Поются романсы на стихи Державина и частушки. На ярмарках все выдержано в русском духе: свистят мальчишки, продаются горы сладостей и фруктов. Развлечения - чисто русские подвижные игры.
В программе одного концерта могут быть колокольные звоны и музыка Скрябина. И все любят голландскую живопись. Простые крестьянские девушки пишут монографии о творчестве голландцев.

Войны в этом мире исчезли сами собой. Ведь у крестьян есть мощное климатическое оружие. Только немец собирается в очередной раз поживиться - "получи фашист гранату". " По заранее разработанному плану метеорофоры пограничной полосы дали максимальное напряжение силовых линий на циклоне малого радиуса, и в течение получаса миллионные армии и десятки тысяч аэропланов были буквально сметены чудовищными смерчами. " И немец тихо-тихо отползает назад с обещанием выплатить контрибуцию в любой форме. "Таковой формой русский Совнарком избрал несколько десятков полотен Боттичелли, Доменико Венециано, Гольбейна, Пергамский алтарь и 1000 китайских раскрашенных гравюр эпохи Танг, а также 1000 племенных быков-производителей."

Проблема с осадками вообще решена кардинально: нет никакой засухи, "генеральный дождь" идет по расписанию. Это приносит небывалые урожаи.

Власть в крестьянской России незаметна и одновременно крепка . Люди могут прожить всю жизнь и ни разу не столкнуться с властью. Многое отдано на откуп гражданских обществ, объединений, кооперативов. Но власть есть и она очнь разнообразна по форме: "Впрочем, мы далеко не ригористы даже в проведении всей этой механики в жизнь и охотно допускаем местные варианты; так, в Якутской области у нас парламентаризм, а в Угличе любители монархии завели "удельного князя", правда, ограниченного властью местного совдепа, а на Монголо-Алтайской территории единолично правит "генерал-губернатор" центральной власти."
Методы управления народом весьма коварны, как будто власть действует по заветам Макиавелли. Главное - держать крестьян в постоянном психическом наряжении, чтоб работали получше.

P.S. Совпадение дат невольно наводит на мысль о литературной мистификации.
Или автор пытался показать, какой аграрно-научной страной могла бы стать Россия без большевиков?
Но иногда кажется, что Чаянов написал эту книгу, чтобы предостеречь людей от подобного пути развития.

Хотя... мысль о том, чтобы собрать всех поклонников монархии в одно место и разрешить им все внешние атрибуты монархии, приходила мне в голову не раз и без Чаянова. Или собрать вместе самых оголтелых либералов. Никакое государство они бы не создали, естественно, так пусть варились бы в собственном соку, развлекаясь со скипетром и державой или с ЛГБТ.

Чаянов, антиутопия, утопия

Previous post Next post
Up