0. Преамбула. Я не всегда смогу привести точный источник выводов, но могу попытаться кое-что из нижеизложенного развернуть. Пока отмечу - это - плод коллективного творчества, сухой остаток, результат "мозговых штурмов", проходивших в свое время в ФИДО и на ИГШ. Кстати, на том же ИГШ можно попытаться найти и статью Переслегина о мире Ефремова. Она, как обычно - спорна - но интересна.
1. Генезис. Общество Ефремова сложилось как результат выживания на планете, приведенной нашей нынешней цивилизацией практически в нежилое состояние. (Странно, что немногие читавшие ЧБ, это заметили - об этом там открытым текстом.)
Что из этого следует?
а) минимизация потребностей индивидов. Просто нечем жировать, лишнего нет - все общее, потому что так проще, все удобное и практичное - но излишества будь добр производить себе сам (вспомним эпизод как Фай делала себе браслеты на руки). Отсюда же - личная гигиена, привычка самому поддерживать порядок в собственном жилище, простое и незамысловатое жилье (опять же коллективное, но с возможностью уединиться), простая, но полезная пища - ибо это - эффективно. (Слово, кстати, ключевое. Общество ТА - эффективно до крайности.)
б) примат коллективного над личным. Одиночки могут выжить в богатом обществе, в обществах, находящихся на грани выживания коллективизм всегда превалирует - вопрос лишь в его формах - стая, отряд или коммуна.
Ефремов выбрал коммуну. Полагаю, что в той альтернативной реальности - его общество победило просто потому, что оказалось лучше и стаи и отряда. Умнее распоряжалось имеющимся, меньше третировало своих членов, больше создавало, чем поглощало - и, в итоге, расширялось, превращая окружающих - в себя. Совершенно добровольно.
Отмечу, что изнутри стабильного социалистического ли, капиталистического ли общества мир Ефремова возникнуть не может. Ибо он для своих членов энергетически невыгоден на ранних этапах формирования - то есть тогда, когда существуют и сложились другие отношения в обществе и способы получать продукты его жизнедеятельности в обмен на свой труд. Он требует многого - взамен - до определенной поры - давая мало. Вывод - хотя отдельные общины и будут существовать, но привлечь в себя значительную массу сородичей им будет нечем. А вот в неминуемо грядущем распаде (контуры которого уже смотрят нам в глаза) его зародыши могут послужить "центрами кристаллизации". Ибо судьба их членов в сравнении с положением крепостного или раба - будет очень наглядна.
Итого - "чтобы усложнить - сначала надо упростить"
в) примат практичности над удобством. > Опять повторю слово эффективность - если нужно решить проблему - то ее решат так, чтобы это требовало минимума сил. Образно говоря - обойдутся парой простых механических регуляторов там, где другое общество поставило бы микропроцессор. Отсюда же - экономия энергии и стремление не нарушать экологическое равновесие - это уже вообще, скорей всего, будет вбито в подкорку. Отсюда - и планета, где можно ходить босиком, и отсутствие проводов над миром, и основной жилой пояс в тропиках (а выше - только школы и санатории, а вовсе не только поля и пашни - читаем внимательнее! ), и использование чудо-энергетики ку и ф (кто бы еще сказал - что это ) вместо опасных ураново-плутониевых реакторов, и заводы искусственных сахаров и жиров, и деревья вместо злаков...
Собственно из этого уже вытекает общество прото-ТА - желающим рекомендую почитать Ле Гуин "Обездоленные", там оно описано почти с натуры. Со всеми возможными неприятностями - и способами их решения тоже.
г) примат разума над чувствами Эмоции не гасятся, не уничтожаются (вспоминаем их соревнования, их музыку, их скульптуру, их эротику, наконец) - но они не властны над личностью, и выпускаются наружу только тогда, когда не могут причинить вреда.
Добавить осталось немного совсем немного - как это общество возникает (воспитание детей), - как оно функционирует (экономика и психология) - основные цели его существования