Велоинфраструктура в Краснодаре

Oct 02, 2012 15:10


Сегодня хотел бы поговорить о развитии велотранспорта в Краснодаре. Идея возникла после прочтения поста Московских городских проектов.

Как не крути, ситуация в Москве и Краснодаре все же малость отличается.


1. Краснодар - южный город, и сама природа шепчет развивать у нас велотранспорт. Странно, что до сих пор на это не обращали внимание.

2. В станицах и хуторах велотранспорт есть главное средство передвижения локального характера, а поскольку многие новые краснодарцы - бывшие станичники, то и приучать к такому виду передвижения особо нет необходимости )

3. В Краснодаре большую роль играет частный сектор (в том числе и прежде всего в центральной части), следовательно, куда проще с вопросом хранения велосипедов дома (да простят меня счастливые обладатели бетонных скворечников). Эта проблема одна из ключевых в московских условиях.

4. В Краснодаре сейчас активно застраиваются новые микрорайоны т.с. с чистого поля (Московская, ККБ и т.д.) , а значит есть шансы заложить нужную инфраструктуру на стадии проектирования.

5. Наш город по масштабам в разы меньше и у нас отсутствует такое чудо урбанистической мысли как метро.

Перечислять можно долго, но если одним словом, Краснодар обладает рядом преимуществ перед Москвой в развитии велотранспортной системы. Но в чем основная проблема?

На мой взгляд, одной из проблем является отношение к велосипедам, в том числе в головах чиновников. У нас на велосипедах КАТАЮТСЯ, а не ЕЗДЯТ. Чувствуете терминологическую разницу? А она ведь принципиальная.

Помните, как в Краснодаре, т.с. с помпой заявили о создании первой велодорожки?  Казалось бы, радоваться нужно. Но на самом деле оказалось, что дорожка то для КАТАНИЯ? В чем разница? А вы посмотрите функционально, откуда и куда она ведет? От Тургеневского моста до Постовой через парк. Т.е. дабы на ней покататься, нужно на машине доехать под тургеневский мост или постовую, сесть на велик и покататься.



Кататься, это когда из пункта А вы выехали, поездили на свежем воздухе и вернулись в пункт А снова. Ездить, это когда велосипед в качестве транспортного средства, из пункта А в пункт Б, а при необходимости в п.В, Г, Д, Е…. Я. Одним словом по тем делам, которые вам необходимо передать в городе. Будь то на работу, учебу, в магазин, спортзал или с друзьями посидеть в кафе.

Как мы видим из примера, для многих, увы, велосипед рассматривается именно как развлечение «покататься», а не как транспорт. Отчасти это оправдано. Для езды, нужна определенная инфраструктура. Стоянки, парковки, дорожки. Одна из проблем - невозможность оставить велосипед в п. Б,В,Г пока ты занимаешься своими делами. Отсюда и выходит, что на нем лучше кататься, чем заниматься текущими делами.

Таким образом, дабы решить проблему велотранспорта, нужно задуматься об инфраструктуре.

Первое, что приходит у людей и чиновников в головы - это велодорожки. Да, важная составляющая инфраструктуры в целом. Но является ли она основной?

Во-первых,  уже сейчас достаточно возможностей худо-бедно, но передвигаться по городу. У нас есть не мало широких тротуаров, улочек в частных кварталах и т.д. Да не столь комфортно, как ехать по выделенной линии, но можно. Т.е. было бы желание.

Во-вторых, начинать решать проблему сугубо созданием дорожек - это окончательно загубить дело. Судите сами, открыли дорожку, раструбили. Но, ни парковок, ни маршрута, ничего - чисто для покататься. Конечно, люди раз покатались, два покатались, потом  уже будут «кататься» поближе к паркам и скверам (там хоть воздух чище), а дела по-прежнему решать на личном автомобиле или общественном транспорте. Много ли вы видели велосипедистов на открытой в прошлом году велодорожки на Кубано-набережной сегодня? Я вообще никого, возможно вечером или на выходных отдельно взятые энтузиасты из местных жителей. Вот и чиновники, видя всю это начинают осознавать, а нафига делать дорожки ВООБЩЕ, если им не пользуются (пользуются редко) и откладывают всю тему велоинфраструктуры в долгий ящик.

И все это происходит, опять же из-за отношения к велосипеду не как к велотранспорту, а как покататься. Ежели начать рассматривать его именно как средство передвижения, то приоритеты начинают расставляться иначе.

На первое место выходит т.с. система пунктов назначения. Т.е. инфраструктурное оформление пунктов назначения. Ежили пункт А - проблема самого веловладельца (например, где хранить свой велосипед), то на общество(муниципальные власти) возлагается создание пунктов Б,В,Г,Д - Э,Ю,Я… Прежде всего речь идет о системе стоянок и парковок велотранспорта. В Европе эти вопросы давно решены, нам же еще предстоит их решать.

Т.е. задача стоит в том, дабы создать городскую систему парковок и стоянок в городе. Когда она будет в надлежащей форме решена, многие будут (судя по опросам) готовы со спокойной душой, и даже с радостью, пересесть на велотранспорт (я в том числе ;) )

Как такая система должно выглядеть на мой взгляд?

Во-первых, необходимо создать велопарковки в основных точках, районах города, дабы добравшись до места, можно оставить спокойно велосипед и заниматься своими делами. Потом вернуться, забрать велосипед и поехать дальше. Я например так поступаю с автомобилем. Если мне нужно в центр, я паркуюсь спокойно в Галереи и занимаюсь своими делами. Потом забираю машину и еду спокойно домой. По сути, это перехватывающие парковки.

Где они должны находиться?

1.    - Большие площадки, где можно в том числе оставлять авто и передвигаться на велосипеде (особо актуально для пригородных жителей)

2.    - Крупные торговые центры. Главное их преимущество - это, во-первых, наличие парковочных мест, во-вторых, заинтересованность в подобном транзите. Вернусь к своему примеру, постоянно пользуясь стоянкой в Галереи, и пока  спускаюсь я часто захожу в магазины по пути, что-то покупаю либо, еще чаще обедаю. Кроме того, судя по опросам в Екатеринбурге, до 26% граждан мегаполисов вечерами ездят на велосипеде, но из-за отсутствия охраняемых парковок не заезжают в торговые центры. Таким образом, ТРК должны быть одними из первых заинтересованы в создании подобных велопунктов.

3.    - Ключевые точки (вокзалы, парки, ВУЗы, школы и т.д.)

Вот примерно набросал карту, где бы могли бы стоять охраняемые велопарковки в городе.




Согласитесь, было бы гораздо удобнее использовать велосипед в качестве транспорта, если вы были бы уверены в его сохранности. Как минимум, ездить за продуктами не на авто, а на велосипеде будет проще - для начала ;)

А как только начнутся реальные передвижения населения на велосипеде, автоматически возникнет реальная необходимость в велодорожках. Народ просто будет настаивать, так как они УЖЕ ездят. Мало того, решить проблему велодорожек проще всего одним политическим решением - пересадить всех чиновников на велики ;)

Теперь отдельно о финансовой части вопроса. Решить эту проблему можно (на мой взгляд, даже нужно) БЕЗ муниципального финансирования, а сугубо в частном порядке. Для этого стоит понять, кому развитие велоиндустрии (кроме, конечно, самих велосипедистов) нужно и кто в этом заинтересован.

Во-первых, как я уже сказал выше - это ТРЦ, им просто нужно предложить конкретные решения с экономическим обоснованием.

Во-вторых, и наверное наиболее актуально - знаменитые велопроизводители, торговые марки велопродукции и их торговые представительства.  Вот кто-кто, а они просто кровно заинтересованы в лоббировании своих интересов, в создании и продвижении велосипедной инфраструктуры, поскольку именно от ее развития будут зависеть их продажи.

Объединившись с рядом торговых сетей и с поддержкой общественности/властей, они бы могли создать приличную сеть платных охраняемых велопарковок по всему городу с собственной рекламой и пр. - это позволило бы не только стимулировать продажи самих велосипедов, но и принести определенную прибыль.
Откровенно говоря, будь у меня лишние средства для инвестиции, я бы обязательно занялся развитием велоиндустрии в городе, в том числе через стимулирование продаж подобным образом.



Какими должны быть парковки? В Европе и др.частях света подобные вопросы во многом решены. Есть, например, автоматические парковки. Есть даже компания в Екатеринбурге, которая производит подобные. Конструктивных решений много (у меня даже есть одна идея создания простой, надежной и дешевой велопарковки, но это отельная тема).

Главное, это удобство и надежность эксплуатации. Я думаю самим велопарковкам и отдельным темам велоинфраструктуры города  я посвящу отдельные темы.

велосипеды, Краснодар, транспорт

Previous post Next post
Up