"Диалоги" в МАМТе

Nov 22, 2011 17:07



На этот раз на сцене моего любимого Московского Академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко я смотрела три одноактных балета в исполнении балерины Дианы Вишневой.

Вроде все было очень просто, скромно, но она нам в один вечер показала три разных по стилистике и содержанию балета. Каждый - с разными партнерами.

Все три балета выглядели абсолютно современно. Диана Вишнева -  балерина классической вагановской ленинградской школы, очень стильная, технически оснащенная, перетанцевавшая всю классику. Она солистка Мариинки, но танцевала на всех престижных балетных площадках мира. Думаю, что она великая балерина уже при жизни.

Она - изумительная девочка. Она выступала в течение трех дней, я смогла прийти только на один из них.

Первый балет - «Лабиринт»




Исполнен он был фантастически здорово!

Не могу про балет сказать слово «старый», но, тем не менее, он был такой слегка древний - постановка легендарной основоположницы танцевального модерна Марты Грэм 1947 г.

Вообще я бы назвала этот балет странным. Странный балет со странной музыкой и потрясающим внутренним содержанием. О человеке, в котором живут страхи. С отсылкой на мифологический сюжет о лабиринте Минотавра и Ариадне,  эта история была про то, как человек этого Минотавра побеждает.

В образе Чудовища, который символизирует собой все эти внутренние страхи, выходит фантастический американский танцовщик Бен Шульц. Очень красивый, очень большой и очень сильный. На голове - рога. Диана - хрупкая, тонкая, мучимая своими женскими страхами и комплексами, которые ей предстоит одолеть. И как только ей это удается, она становится свободной, легкой и прекрасной. И сразу исчезают эти изломанные движения,  эта изломанная современная техника. Тут поражает именно ломкость и хрупкость внутренней жизни человека. Вот об этом первый балет.

Второй балет - «Диалог»




Изумительный совершенно! Звучит потрясающая музыка  Шопена. Это было так красиво, это было так сложно!

«Диалог»,  в отличии от «Лабиринта» - совсем свежий спектакль, 2011 года. Поставлен он живым классиком Джоном Ноймайером, который сотрудничает со всеми ведущими балетными труппами мира, включая труппу Мариинского театра и Музыкального театра Станиславского. Кстати, в Стасике в этом году прошла премьера «Русалочки» в его постановке, надо пойти обязательно посмотреть!

«Диалог» -  красивейший балет. У Дианы Вишневой там очень интересный партнер - Тьяго Бордин (солист Гамбургского балета).

Сюжет простой - диалог мужа и жены, или любимой и любимого. Двое. За роялем сидит замечательный музыкант Алексей Гориболь, играет Шопена. На сцене - два стула. И вот под эту роскошную музыку они разыгрывают и танцуют все взаимоотношения. И любовь, и нежность, и они ругаются, и расходятся, точнее он пытается уйти,  а она пытается его вернуть. Все человеческие взаимоотношения влюбленной пары со всеми ломками, страданиями, разрывами и соединениями. Так красиво, так тонко, так современно и так поэтично!

Одна из моих постоянных комментаторов - Ольга Горяева из Челябинска спрашивала: как я отношусь к тому, что в классический сюжет вкладывают сегодняшнее содержание. Знаете, можно взять музыку или пьесу и прочитать ее сегодняшними глазами, но, при этом, уважая и понимая кого ты ставишь. Новое прочтение все равно должно быть адекватно оригиналу, это не должна быть новая пьеса. Вы прочтите ее сегодняшними глазами, как вы ее ощущаете, и сыграйте также. Но все-таки автор должен оставаться тем же.

Так вот Ноймайер, он как раз читает музыку Шопена, и рассказывает историю влюбленной пары сегодняшнего дня. Со всеми сегодняшними страстями и ощущениями, в сегодняшней одежде, в сегодняшней выразительной пластике. Но это не идет в разрез с Шопеном. Шопен звучит! Это безумно красиво.

Третий балет - «Объект перемен»




Третий балет был еще более динамичный и совершенно фантастический!

«Объект перемен» поставлен в 2003 г. молодыми и не слишком известными хореографами Нидерландского Театра Танца  Полом Лайтфутом из Лондона и Соль Леон из Мадрида. Я не знаю, пара они или нет, но у меня сложилось ощущение, что они муж и жена  - судя по тому, как они работают. Но то, что они - творческая пара, сомнения не вызывает, и балет они сделали очень красивый.

Вначале мне показалось,  что все партнеры  Дианы Вишневой  в этом балете - не наши. Но оказалось - нет.  Солировал артист Большого театра Андрей Меркурьев - чудный молодой мальчик. Другие участники постановки - артисты балета Мариинского театра. Музыка  -  не больше не меньше - Франц Шуберт,-  тоже звучала  в исполнении собственного оркестра Московского музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. Огромный красный ковер на сцене - равноправный участник действия.

Вообще этот балет посвящен печальному событию: смертельной болезни близкой подруги хореографов, которая в результате этой болезни умерла.  И вот на сцене жизненное пространство вокруг героини с каждый мгновением сжимается, все больше приходит осознание неизбежности смерти, но спасательным кругом для нее оказываются ее грезы, ее мечтания.

Поскольку это нидерландская постановка, во всем читалась их манера, их бой. В какой-то момент вдруг танцовщики начинают перекрикиваться! Они кричат, издают какие-то гортанные звуки, кажется на фламандском языке, а, может, и нет, я не знаю. Мы ведь привыкли к тишине, балет всегда молчаливый, и эти перекрикивания прозвучали так неожиданно, так странно, так забавно!

Все смотрелось так  здорово, так динамично, что когда все закончилось, зал разорвался от криков «браво!». И я кричала также как и остальные. Ведь это было безумно талантливо и интересно!

____________________

А когда я ехала домой, то думала о том, каким все-таки единым стал наш мир. Буквально в 90-х еще и представить себе было невозможно, что звезды первой величины мирового балета будут доступны в Москве.

В советское время наши выдающиеся танцовщики уезжали из страны:  Михаил Барышников, Наталья Макарова, Рудольф Нуреев, Александр Годунов...  Выучившись у нас, получив лучшую школу, они пытались уйти в мир, потому что им хотелось попробовать что-то новое, что-то другое. Им всем хотелось танцевать современный балет, которого в то время у нас не было.

И вот теперь мы с вами, слава Богу, дожили до того момента, когда наши танцоры могут ездить по миру и танцевать балеты разных стран, разных направлений.  А наши театральные критики и балетоманы, которые раньше пытались ездить по миру, чтобы посмотреть тенденции развития современной хореографии в разных странах, оценить разные балетные труппы? Теперь этого не нужно делать! Сегодня можно просто находиться в Москве, и все увидеть.

Так что по большому счету мы живем в очень странное и очень интересное время.

Ваша Ирина Мирошниченко

МАМТ, балет

Previous post Next post
Up