Смоктуновский в спектакле МХАТа "Дядя Ваня"
Через много-много лет раздается звонок. Олег Николаевич Ефремов: “Ирина, ты знаешь, что во МХАТе идет “Дядя Ваня”. Я хочу быстро сделать второй состав, сам сыграю, хочу, чтобы Кеша сыграл, и чтобы ты сыграла. У меня новые идеи, хочу все сделать по-другому. У нас на все - 10 дней, от силы пара недель. Но ты ведь текст знаешь?”
Действительно, “Дядя Ваня” в театре уже шел. Он шел с блестящими артистами и имел огромный успех. Почему вдруг Ефремову захотелось что-то изменить? Чтобы самому сыграть Астрова? Чтобы задействовать в спектакле Смоктуновского? Чтобы по-другому расставить акценты? Я не знаю.
Прихожу на эту репетицию, уже будучи, простите, взрослой артисткой, за плечами - масса ролей. Иннокентий Михайлович тоже приходит на эту репетицию. И сразу понимает, что я изменилась. В течение последующих девяти дней у нас начинается совсем “другое кино”, не имеющее ничего общего с фильмом Кончаловского. И с Кешей у нас складываются совершенно другие отношения, между нами летают другие флюиды.
Он взялся мне что-то подсказывать, учить меня. Он этого не делал в кино! Там он занимался только собой. А мной занимался Кончаловский. А здесь, прямо при Ефремове, он меня мог отвести в сторону и сказать: “Ты понимаешь, вот тут надо дать больше достоинства, а тут - больше отрешенности”. Он мог даже показать какая по его мнению должна быть Елена Андреевна в этом спектакле - царственная, недостижимая.
"Дядя Ваня" был первым, но единственным нашим совместным спектаклем с Иннокентием Смоктуновским. Потом было еще 4 наименования. Это много! И это счастье, которое мне подарила жизнь - на протяжении долгих лет играть с этим уникальным артистом.
Продолжение следует