Вчера я прочитала книгу Нины Федоровой «Уйти по воде». Книгу о неофитах 90-х, о возрождении Церкви, о младостарчестве. О детях лишенных детства; о детях, которые, вырастая, увидели, что многие годы жизни - обман, а в числе обманщиков оказались самые близкие и значимые люди. О подростках, которых наказывают и выгоняют из единственного знакомого им и освоенного ими сообщества за обычное подростковое проявление чувств, за первые попытки задать вопрос и не согласиться. О взрослых, которые сами себе придумали Бога карающего, а потом, задохнувшись в этой страшной иллюзии, побежали по воде, рискуя утонуть в другом, забытом, нецерковном, непонятном мире. В мире, где есть надежда.
По сути, это еще и о создании внутри Православия таких маленьких сект.
А что? Разве не в сектах:
- детям не дают игрушек, запрещают общаться с «мирскими» друзьями, ограничивают в естественных потребностях, лишают детства
- доверяют духовному лидеру решение вопросов, которые могут решаться только в семье
- живут закрыто от всего остального мира, боясь «запачкаться» общением с теми, недуховными…
И многое другое.
Злая я, злая. Просто так обидно мне. Я недавно дочитала Деяния апостолов. Какая любовь нужна, чтобы так жить. Какое пламя внутри. Знание какой непреложной Истины, которая все делает возможным.
И с этой верой, и с Этим Богом, и с этими апостолами - вот так?
Книга «Уйти по воде» меня потрясла, но как же она меня укрепила! И очень хорошо, что попалась она мне после Деяний. Две книги (казалось бы, такие разные), как паззлы, с щелчком соединились. И вопрос «Что делать-то?», который вчера так больно стучался у меня внутри, наутро получил ответ. Я знаю другую веру. Я знаю Бога, Который - Любовь, и я знаю его апостолов. И еще я знаю ни с чем не сравнимую радость, которую дает жизнь в этой вере. И этой радости я могу ни от кого не скрывать, в том числе и от тех, кому пришлось бежать по воде. Или предстоит.
Мне, конечно, повезло. У меня было нецерковное детство - с плюшками и куличами на Пасху, с детским Евангелием, молитвой на ночь - но совершенно нецерковное. И сейчас я считаю, что это хорошо. В семнадцать лет я пришла в храм по собственному желанию - не без трудностей, но и без трагедий. А вскоре у меня появилась надежная защита от всевозможных глупостей, неумеренного неофитства и прочего, прочего, прочего. Мон шер. Защита надежная - но, конечно, не стопроцентная, потому что никто, даже очень умный и очень любящий, не в силах защитить взрослого человека от себя самого. Частица «Бога карающего» уже была у меня внутри, и в какой-то момент получила благодатную среду для развития, для того чтобы встать во весь рост… Было трудно, да, но кризис закончился переходом на другую ступень. И прощанием с карикатурой на Бога - мстительным и жестоким существом, которое, в общем-то, всегда жило внутри меня. Только внутри меня. Все давно прошло. Правда, это ощущение - «веры в Его кары и собственное ничтожество» (цитата из книги) я помню хорошо, и это внутри вздрогнуло особенно сильно.
- Как тебя эта книга задела, - сказал мон шер, когда я делилась впечатлениями - Только ты ведь и раньше это все знала? Нет-нет, мне читать не предлагай, я и так злой.
Знать я, конечно, знала. Просто… Я как раз недавно где-то читала о том, что хорошие книги развивают эмпатию, и думала: да, как это верно. Где еще столько возможностей увидеть внутренний мир другого человека, зачастую - человека страдающего. И вот вчера, когда я читала эту книгу, я просто сочувствовала. И сегодня, еще под впечатлением, я сочувствую. Всем тем, кто бежал по воде. Всем тем, кто сегодня бежит по воде. Бегущим из привычной и знакомой лодки, находиться в которой стало больно, невозможно, опасно - в океан, море ли озеро, словом, в другой, полузабытый, а кому-то и вовсе неизвестный мир… Я им очень сочувствую и желаю одного - веры в Того Самого Бога Любви, без Которого так невозможно, страшно и душно в этой лодке стало. Потому что без веры, сами знаете, по воде пройти невозможно.