Апостол Андрей Первозванный

Dec 14, 2011 20:00



 

С праздником, дорогие братья и сестры, с памятью великого апостола Андрея Первозванного. Брата апостола Петра, одного из ближайших учеников Христа, того, чьи стопы коснулись земли нашей почти две тысячи лет тому назад. Апостола, который просветил ее, благословил и пророчествовал о великой славе Божией, которая воссияет на нашей земле. Апостол Андрей оставил преемство своей епископской власти в Константинополе, а как вы знаете, все митрополиты, архиепископы, епископы, все священноначалие наше, если по ниточке вести в глубь веков, начинает благодать свою оттуда. Как на западе от апостола Петра, так у нас в России и в Константинополе от апостола Андрея Первозванного. Великий Божий не просто проповедник, но если мы вспомним его смерть, великий мученик Христов.
 Как вы помните, много стран он обошел, много народов видел, претерпел различные гонения, муки, скорби, болезни и тяжелую смерть. Чтобы дольше мучился на кресте, его привязали, а не пригвоздили. Правитель той области решил, в гневе и ярости, в злобе и ненависти к Богу, таким образом усилить страдания апостола. И он был привязан к кресту, впоследствии так и названному - андреевским. Но апостол Андрей, несмотря на то, что висел на кресте два дня, страдая, не перестал проповедовать слово Божие. Даже здесь он учил людей вере Христовой, молился обо всех приходящих в нуждах. И когда поднялось восстание против правителя, тот, испугавшись, решил снять с креста апостола. И когда мучители подошли к кресту, они долго не могли развязать веревки - руки будто были гвоздями прибиты. И тут воссиял крест апостола Андрея, светом Божественным - так что воины отступили от него. А апостол Андрей молился: «Господи, хочу пострадать, как Ты, и умереть на кресте. Не дай меня снять с него». И когда свет над крестом погас, вместе с ним исчезла из тела и душа, возносясь ко Христу в руки. Таким образом, апостол Андрей вымолил у Бога - давайте подумаем об этом - вымолил (!) у Бога себе мученическую кончину, чтобы умереть не от старости, не от болезни, а на кресте, как его Бог и Учитель.
 Важно сказать и о его величайшем, вошедшем в историю имени «Первозванный» (как вы знаете, не у всех апостолов были такие подчеркнутые Церковью имена, мы знаем, что только Симон был назван Петром - «камнем», и Андрей - Первозванным, ну и Фома вошел в историю уже по-другому, как Фома Неверующий). И нам надо понять: вот Господу исполнилось 30 лет, он покрестился от Иоанна Крестителя и пошел в пустыню, где постился перед своим служением сорок дней и сорок ночей. И потом после искушений сатаны, после победы над лукавым, у Христа было два пути, куда идти проповедовать. Первый путь - это прибрежные места и окрестности озера Кинерет, или моря Галилейского. Или же идти в Иерусалим. Только слушатели в этих местах были разные. Около озера Кинерет жили простые бедняки - рыбаки, ремесленники; те, кто выращивал оливки, виноград и гранаты. Простые сельские трудяги, не ученые, не искушенные ничем. И Иерусалим - город, понятное дело, людей больше. И не просто жителей, а еще приезжающих, отъезжающих, гостящих или останавливающихся в Иерусалиме передохнуть, чтобы идти дальше. Людей больше, и они более образованные, они более, если говорить современным языком, интеллигентные и религиозно грамотные, нежели простые рыбаки. Так почему же Христос идет не в город, а к этим людям?
 Ведь, если мы вспомним Евангелие, именно из них он избрал двенадцать апостолов и почти половину из того, что Он говорил, они не могли понять, настолько их ум был прост. Они не могли понять, о чем Христос говорит. Он говорит им: бойтесь закваски фарисейской, они говорят - хлебов мы не взяли. Он говорит: сейчас я пойду в Иерусалим, меня убьют; они спорят, кто из них будет главным, когда Христос станет царем  Иерусалима. Христос говорит им о смерти Лазаря: Лазарь уснул; они говорят: хорошо, значит, скоро выздоровеет. И таких примеров много, если мы будем внимательны, мы увидим, что они Его не понимали! Даже когда он рассказывает народу притчу, ученики Его отводят в сторону и говорят: объясни, о чем притча. Почему - к ним? (В Иерусалиме Его сразу поняли. Фарисеи и книжники сразу поняли Христа! И поэтому ненависть возникла.)
 А по одной простой причине, которую можно понять, если задуматься, какова  душа и, если хотите, психологическая природа людей, зарабатывающих своим трудом… Они  понимают, что рыбу поймать и вырастить оливки можно только при двух условиях: если трудиться и если Бог даст. Если Бог не даст, все сгниет и засохнет, нагрянет тля, саранча, грызуны. Там, в Галилее, они с детских лет знали, что если Господу Богу не будет угодно, ничего не получится. У них с детства душа была восприимчива к Богу, поэтому Христос три года проповедовал около Галилейского моря, в том числе и в Вифсаиде, на родине апостолов Андрея и Петра. А потом уже, когда Ему суждено было умереть, пошел в Иерусалим и там пробыл, как вы помните, очень недолго. От «Осанна» до «распни» прошло всего пять дней.
 Мы чтим с вами этих великих людей, святых апостолов, потому что обойти полземного шара без поездов и самолетов - это  уже великий подвиг.  А пострадать за Христа и умереть, и молиться на кресте не о том, чтоб тебя сняли с него, а чтобы умереть на нем - вы представляете, какая нужна вера и любовь к своему Богу? И желание побыстрее быть с Ним. В отличие от нас грешных, у которых одно желание и одна молитва - подольше пожить здесь. Умирать никому неохота. Поэтому будем молиться апостолу Андрею, чтобы, когда приблизится час смерти нашей,  не смущение и страх посетили нас, а радость от скорой встречи с Богом, имя Которому - Любовь.

проповеди о.Сергия

Previous post Next post
Up