Почему замена ладов - это дорого. И почему вообще все в жизни дорого.

Apr 11, 2019 18:16

Прошло несколько лет с последних моих попыток изготавливать себе инструменты, о чем было несколько постов ниже. Сделанные мною жаба и прес были проданы за копейки друзьям, ибо надоели. Я перестал заниматься херней и стал профессиональным гитарным барыгой. Соответственно появилась возможность выбирать для себя любимого лучшие из лучших инструментов, и надо же - они оказались дешевле и лучше мастеровых=). Вместе с этим пришлось стать профессиональным гитарным мастером, ибо гитары бывают разные, а марку держать надо (о чем совершенно не думают некоторые коллеги, не стесняясь продавать неисправное и неотстроенное дерьмо). За три с половиной года я повидал в этом плане немало (несколько сотен инструментов прошли через мои ручонки), многому пришлось научиться, многое переосмыслить. Ремонтом клиентских гитар мы тоже занимаемся, если чо.
Так вот, пришла пора ответить на некотрые вопросы клиентов. Начнем с самого шкурного из них - почему так дорого? Ответ - потому что дешево это 90% говно, брак и обман. Почему гитара у нас в магазе не самая дешевая в стране? Потому что она отмыта от грязных рук, отстроена, при необходимости отремонтирована, на ней стоят новые американские струны, ей устроена фотосессия, написано литературно безупречное описание, ей снято нехилое помещение у метро и выдана зарплата обслуживающему ее персоналу - от продавца до директора. И так далее. Почему отстройка клиентского инструмента стоит 1000 целковых плюс струны? Потому что мы не только подкрутим эти винтики и протрем накладочку "лимонным" маслом, а спросим - удобно ли вам, хорошо ли вам. А если не очень хорошо, то протрахаемся с вашей гитарой сколько угодно, до достижения результата, попутно рассказав вам о вашей гитаре и ее состоянии буквально все.
Итак, в целях "работы с возражениями" я буду иногда пописывать посты, в которых буду рассказывать о некоторых ремонтах, стоимость которых кажется клиенту необоснованно завышенной, если вообще не вызывает приступы асфиксии. Также буду объяснять, почему некоторые вещи сделать самому непросто/рискованно/нерентабельно.
Начнем с ладов. Собственно, лады - это наша рабочая поверхность. Наряду с геометрией грифа они определяют удобство (и саму возможность) играть. Собственно, пока играть удобно, совершенно плевать, что у нас там с грифом. Но лады имеют свойство изнашиваться с прямо вытекающим из этого звоном во всех местах, гриф (в первую очередь кленовый) приобретает "вертолет", вылезает пятка и так далее. Вы идете к нам, просите ориентировочную стоимость работ, и после нашего ответа ваше настронение сильно портится. Как же - один ваш знакомый дед "делает лады" в три раза дешевле. А вот видели мы инструменты после вашего деда - честно, плакать хочется. Поэтому читайте, дорогой друг, наш пост, смотрите картинки, если остались вопросы - не стесняйтесь задавать. И попросите у деда хотя бы похожие фотографии=)
Итак. Fender '62 Precision Bass. Мой, кстати. Вымутил. Про свой бас итереснее писать, чем про клиентский, ибо личные чувства=). Суперский инструмент, но стандартная фендеровская беда таки присутствует - заметный "вертолет" и сильно вылезшая пятка. Лады на пятке уже спилены до самой накладки, играть на самом деле можно, но вертолет реально бесит.




Что ж, выдираем лады. Сначала греем паяльником с припоем, но без фанатизма, потом вынимаем. Ибо надо разрушить клей, на котором они, скорее всего, сидят. Перед этим выгибаем гриф анкером максимально против натяжения струн. На всякий случай.




Образовавшиеся скольчики сразу же проклеиваем цианоакрилатом. Суперклеем, то есть. Тем, чего так боится обыватель, у которого сей чудный клей ассоциируется с колхозом и залипухой, но без которого невозможен полноценный ремонт инструмента.


Далее делаем гриф максимально ровным по (ровной!) линейке и рисуем такую картину. Ну или любую другую.


Берем ровный 45-см брусок с 60-й наждачкой и возим его вдоль грифа, не нажимая. Массы бруска достаточно, а вот гнуть гриф нам совсем не надо. Вот он, наш вертолет.




А вот он с другой стороны


Шлифуем дальше, постоянно проверяя радиус при помощи специальной линейки. В моем случае это чуть сложнее, ибо мультирадиус - на пятке 7,25, а у головы сильно меньше. Почти как ручка у лопаты=). Мультирадиус я люблю, круглость и винтажность тоже, так что мультирадиус оставляем. Все, гриф ровный как стрела.


Но нам этого мало. Нам надо "снести" пятку лада этак от 14-го, чтобы на последнем ладу она была ниже где-то на миллиметр (в моем случае). Хреново то, что накладки на пятке с боков почти не остается. А ведь надо еще куда-то вставлять лады. Не пилить же клен под ножку лада, как я, кстати, неоднократно наблюдал у значительно более крутых мастеров, чем я... Но это не такая проблема, как может показаться.
Дошлифовываем гриф до 500-й шкуры.


Углубляем японской пилой пазы под лады. На пятке с краев пилим насколько получается - клен мы трогать не будем, ибо это блядство.


Готовим лады. Гнем, режем, откусываем ножки с краев. Я вообще не люблю, когда ножки видны сбоку. Но в нашем случае есть еще и отягчающее обстоятельство - у нас мало накладки на пятке.


Забиваем (запрессовываем) лады. Прокапываем ножки нашим любимым цианоакрилатом. Конечно же, засираем накладку, но у нас есть Super Glue Remover, так что не паримся. Миша Тиунов рекомендует натереть накладку воском, кстати - это избавляет от всех проблем.
Последние 4 лада придется слегка кастрировать - спилить дремелем высоту ножек с краев - примерно в два раза. Поскольку мы клеим лады на суперклей, можно спилить хоть всю ножку - лад будет держаться. Единственное, неудобно запрессовывать=).
Теперь надо прибраться с краев, убрав напильником лишние торцы ладов (напильник по металлу почти не царапает лак!), заполнив пропилы шпатлевкой из (опять же) суперклея и палисандровой пыли. Сошлифовываем лишнее.






Продранный на палисандре лак восстанавливаем с помощью чудесного цианоакрилата.


Далее заклеиваем изолентой накладку, слегка шлифуем лады и слегка их закатываем (ибо я люблю небольшую трапецию - это продлевает жизнь ладам, особенно винтажной "двушке", как в нашем случае). Клиент любит аккуратные шарики на торцах ладов, но для лично моих инструментов я предпочитаю сточить кромку под несколько меньшим углом и снести грани шкурой на губке. Практически смысл тот же, но вид несколько другой. На мой взгляд, значительно более отвратительно выглядит торчащая сбоку ножка. Увы, ножку оставляют даже на фабрике Фендер.

Полируем лады насадкой на дремель, ею же полируем все восстановленные цианоакрилатом поверхности. Очищаем накладку от остатков супера и пропитываем ее лимонным маслом. Даем ей "нажраться" масла вдоволь, не жадничаем.




Собираем бас. Все получилось. Вертолет отсутствует, ничего нигде не звенит - и пятка в том числе. Седла опустил миллиметра на полтора (а было и так совсем невысоко) - это значит, что эффект присутствует.
Теперь, надеюсь, читателю стало чуть более понятно, за что мастер просит совсем немаленькую сумму за замену ладов, и почему "тот дед" вряд ли с такой задачей хорошо справится. Кстати, шлифовка накладки при замене ладов необходима в любом случае. И пятку лучше спилить, даже если она не торчит, ради профилактики - рано или поздно это случается с каждым Фендером.
Продолжения следуют.
Previous post
Up