О чувстве вины - 3

Sep 22, 2014 07:22


1.           Вина, обида и восстановление вместо воздаяния

Человек нередко связывает в своем сознании чувство обиды, как оскорбление словом или действием, и чувство вины. «Тот, кто не прав и должен извиняться», «если я не чувствую за собой вины, то извиняться не буду», «не важно, кто извинится первым, главное, чтобы обиды поскорее забылись и не повторялись»,- говорят люди, если речь идет о конфликте или ссоре. Таким образом, понятно, что у людей есть убеждение о том, что, если один человек другого оскорбил, обидел или иным образом сделал больно, тогда он должен извиниться, то есть почувствовать себя причиной, признать свою ошибку и заявить об этом тому человеку, кого обидел. И этому человеку уже от факта такого признания станет легче, потому как человек так же, как и Вселенная, стремится к стабильности и равновесию, а не к конфликту и разрушению. Таким образом, через признание себя причиной, а также осознание и признание своей ошибки виновником, у пострадавшего человека появляется уверенность в том, что тот ее не повторит, а это уже - гарантия стабильности, мира и доверия. Тем не менее, в русском языке все же существуют такие словесные обороты, как «загладить свою вину» или «искупить свою вину», то есть обязательство человека совершить некое действие, которое компенсирует, восстановит причиненный им своими ошибочными (оскорбительными, агрессивными) действиями урон, ущерб, вред другому человеку. Такие компенсационные действия в современных уголовных кодексах различных стран называются деятельным раскаянием, а сам принцип - восстановительным правосудием, поскольку упор в нем делается не на наказании, а на восстановлении равновесия, ибо и преступник и жертва являются в равной степени жертвами, нуждающимися в восстановлении и исцелении. По сути, компенсационные действия являются гарантией от повторения подобных, причиняющих ущерб действий в будущем через осознание своей ошибки в настоящем и восстановление урона от этих ошибочных действий - приведение в равновесие свою жизнь и жизнь, пострадавшего от него человека.

2.           Своя вина, жертва и долг


В средние века гонцам, принесшим вести о войне или другие «плохие» новости, чужестранные правители, куда прибывали гонцы с этим известием, отрубали головы, тем самым, подчеркивая, что считают их виновными в том, что им объявлена война. Понятно, что гонцы были ни в чем не виноваты, но этот обычай, очевидным образом показывает, что человек привык не только перекладывать свою ответственность на другого человека (правитель объявлял войну, а гонцы должны были об этом извещать враждующую сторону и отвечать свое жизнью за решение правителя), но и назначать виноватым не того, кто действительно является причиной случившегося (отрубить голову гонцам, а не правителю, объявившему войну). Понятно, что отрубание голов гонцам еще означало и принятие вызова войны, а также производило устрашающий эффект на противника, которому присылались отрубленные головы гонцов.

В христианстве верующим через влияние догмата церкви, навязывалось чувство вины как чувство своего долга перед Богом, который послал своего сына Христа на смерть, на жертву, чтобы спасти человечество и искупить от первородного греха познания добра и зла первыми людьми, Адамом и Евой. Но забывают добавить, что согласно тому же догмату Христос оплатил наш долг раз и навсегда. У кого же искупил, выкупил долг Христос? Согласно догмату у дьявола, искусившего человека. Если рассматривать библейскую историю символически, то получается, что дьявол (с греческого διά βολο - разделяющий символ), он же змей, он же желание самости, обретения человеком самостоятельности. Получается искушение - это выбор между двумя возникшими у первого человека желаниями: остаться в божественном свете или разделиться с ним, материализовавшись в тело и пройти свой сознательный путь на Земле. Человек выбрал второй путь. Христос же тот, кто своей жертвой (показал человеку Путь трансформации, возвращения в Божественный свет, принеся закон Любви на Землю) искупил-выкупил человечество у дьявола-разделения-змея-желания самости, искусителя первых людей на грех «познания добра и зла» (по сути, получается, человек искусил сам себя на выбор обретения свободы воли и жизни в теле). В результате, согласно догмату, дьявол «получил способность входить в человека и быть его господином, на погибель творения, заставляя выполнять все его хотения, исходящие из сердца человека», - этот символический библейский текст можно толковать как то, что человек получил способность сам управлять своей жизнью, через тело и сознание, но, не ведая, куда идет, чувствуя, что он, находясь в теле, разделен (διά βολο) с Богом, впал в заблуждение разрушительных, смертоносных идей и желаний. Тогда Творец послал Христа, чтобы он показал человеку путь Любви, чтобы у него был очевидный ориентир на Земле, тем самым он «искупил» человечество от заблуждений самостоятельного пути, ошибок ненависти, зависти, убийства, мести и других искушений ума-сознания человека, обретенного им в результате разделения с Богом, «изгнания из рая».

Однако, при всем при том, что человек сам принял решение разделиться, точнее отделиться из Божественного света, эфира и материализоваться в тело, обрести свободу воли, но лишившись доступа к абсолютному знанию, чтобы пройти свой путь осознанности и опыта телесной жизни, заново познавая и открывая в себе любовь или ненависть через познание себя и бытия.

Состояние «изгнанности из рая» - это забвение человеком своих корней, того, откуда он родом, своей связи с Богом, своей божественной сущности творца из-за слишком долгого нахождения в материи, в теле, увязании в материи, в том числе и в структуре созданных им же самим искусственных потребностей материального мира отдаляющих его от познания своей истиной сути.

Известно, что ранее, до христианства, было принято человека приносить в жертву богам, чтобы умилостивить их и обезопасить себя от их гнева, кары и т.д. Христос же принесением в жертву себя самого прекратил и эту традицию во веки веков. Причем в Библии, ничего не сказано том, что люди являются должниками. Долг был навязан человечеству уже вследствие последующего толкования Библии. Долг же практически всегда, если он связан с такими значимыми аспектами бытия человека как счастье, любовь, единство, сопричастность благу, в случае его неисполнения человеком, вызывает ощущение «не заслуженности счастья», «жизни за чужой счет», «счастливой жизни в кредит», которое подготавливает сознание (согласно догме) к ожиданию расплаты, страдания и несчастья как компенсации и искупления за якобы «незаслуженное счастье за чужой счет». Получается, что человек, будучи счастливым, должен чувствовать себя немножко виноватым, вроде как, извиняясь перед другими менее счастливыми людьми и расплачиваясь чувством вины за свое счастье. Так с кем же расплачиваться человеку, искупать свою вину-долг? Не с Творцом же, который создал человека по своему образу и подобию. Очевидно, что в библейское толкование вольно или не вольно, закралась идея, пагубно влияющая на сознание верующего человека. Как поется в одной замечательной песне Бориса Гребенщикова: «я много лет был в долгу - мне забыли сказать, что долг заплачен сполна».

Однако, если бы чувство вины было не выгодно самому человеку, то оно бы не возникало в его сознании так часто. В чем же заключается выгода чувства вины? Человек, испытывая чувство вины, подсознательно рассчитывает, тем самым избежать наказания за содеянное им (и не важно насколько опасным или безвредным объективно были последствия его поступка, главное, что данный человек считает себя виноватым, причинившим вред или создавшим опасность причинения вреда). Чувство вины и его производное - раскаяние, позволяют человеку забежать вперед относительно складывающейся в отношении него ситуации и помогают ему заранее осознать то, что он должен был бы осознать после исполнения в отношении него наказания. Тем самым, чувство вины позволяет человеку избежать наказания, как в виде физического принуждения, так и в виде социального отчуждения, отвержения сообществом, лишения любви. Это чувство настолько глубоко вошло в подсознание, что стало привычной моделью реагирования на подобные ситуации человека, начиная со схоластического средневековья. А поскольку сильнее всего человек боится лишиться любви и поддержки Бога, поэтому в религиозной сфере чувство вины, возникающее у человека, самое глубокое и трудноискоренимое.

Человек, воспринимая все неблагоприятное случающееся с ним, как наказание, как кару никак не может избавиться от чувства вины, поскольку данное чувство предполагает то, что существует возмездие, воздаяние свыше за что-то совершенное им и чувство вины выражает собой намерение человека его избежать. Такой человек, не видя причинно-следственных связей между своими мыслью, эмоцией, поступком и наступившими последствиями, отсроченными во времени, называет их наказанием. То есть он называет наказанием последствия, которые он «заслужил» своими поступками, опосредованные Богом, а не являющиеся прямым следствием его поступков - самонаказанием. Если же есть посредник в причинно-следственной связи, между поступком и последствиями, значит, есть и возможность произвола. Такой человек использует чувство вины, где ни попадя, чтобы перестраховаться от иллюзорного, придуманного им самим или навязанного ему другими людьми ожидания наказания.

Люди-манипуляторы умело используют чувство вины для того, чтобы управлять другими людьми, испытывающими это чувство, перед теми с кем они связаны. Современные люди, исповедующие христианство очень удобный объект для такого рода манипуляторов (у приверженцев других конфессий если и возникает чувство вины, то оно не имеет религиозного обоснования и оправдания). Некоторые родители также не могут не упрекать своих детей их чувством долга перед родителями, поскольку они, убеждены в том, что принесли свою жизнь в жертву им, детям, все делали ради них, отказывая себе в праве на счастье. Теперь же пришел черед детей отдавать свой долг, принести жертву. Получается такой круговорот жертвоприношения в природе.

Люди советской культуры (культуры трансформированного христианства) привыкли приносить в жертву свое настоящее ради светлого будущего потомков. У «советских» людей было сильно развито чувство вины перед теми, кто имел меньше, чем они («кто был ничем - тот станет всем») поэтому они не разрешали себе быть счастливыми, пока рядом бедствовали другие и отказывались от своего заслуженного счастья, блага, полагая, что, тем самым, они сделают счастливее других, ибо это благо будет разделено между нуждающимися. Однако незаслуженное благо никого еще не сделало счастливее, поскольку в рай нельзя загнать тех, кто к нему не готов или тех, кто его не хочет, туда можно только вернуться самому. Человек подготавливается всей своей жизнью, чтобы быть счастливым, учится им быть, уметь жить таким образом, чтобы чувствовать себя счастливым. Неподготовленный же человек не сможет быть счастлив даже, если ему дать богатство, ресурсы и власть, поскольку счастье заключено в чем-то другом.

жертва, восстановление, мапипулирование, вина, обида, воздаяние, изгнание из рая

Previous post
Up