Мифы о развивающих игрушках

Dec 05, 2011 18:37





Руководитель проекта: Смирнова Елена Олеговна - профессор, доктор психологических наук, заведующая лабораторией психического развития дошкольников Психологического института РАО, научный руководитель УМЦ «Игры и игрушки» факультета психологии образования МГППУ, сотрудник психологической консультации МГППУ.    
Другие аторы: Елена Абдулаева, Алла Коркина, Ирина Рябкова, Инна Ульянова, Ирина Филиппова, Елена Шеина.

Термин «развивающие игрушки» уже давно и прочно вошел в наш обиход. Уж если покупать игрушку для ребенка, нужно, чтобы она была развивающей. Но что такое развивающая игрушка? Чем она отличается от других? Ответить на эти вопросы не так-то просто. Существует несколько мифов о развивающих игрушках, которые по сути имеют весьма отдаленное отношение к реальности. Попытаемся их развеять.

Миф первый: «Развивающие игрушки учат»

Многие родители полагают, что раннее развитие ребенка связано с его обучением. Такое представление укоренилось не только в сознании, но и в практической жизни многих людей - не без участия психологов. Более того, развитие ребенка стало сферой достаточно распространенного и очень прибыльного бизнеса. В настоящее время функционирует много новых центров раннего развития, прогимназий, школ для малышей, специализированных детских садов и пр.
         Появляется все больше методик, авторы которых обещают родителям развить у маленьких детей логическое мышление, научить их читать и считать - причем очень быст­ро и очень рано. Чего стоят одни названия подобных методик: «Читать раньше, чем ходить», «Думать раньше, чем говорить», «Математика с пеленок» и пр. Прилавки книжных и детских магазинов ломятся от различных пособий для детей в возрасте от 1 до 6 лет, призывающих родителей как можно раньше научить малышей читать, писать, считать, логически мыслить. С точки зрения родителей и авторов такой продукции, развитие ребенка понимается исключительно как обучение и освоение навыков. Иногда такое освоение называется развитием способностей (способность различать форму, способность различать звуки и пр.), но суть от этого не меняется. Развитие ребенка представляется как «сумма развития» различных способностей, которому целенаправленно способствует взрослый во время специальных занятий с малышом.
         Всецело доверяя авторам подобных изданий, родители покупают малышу подобные дидактические пособия, сажают его перед собой и начинают «развивать». В результате известный тезис отечественных психологов «Обучение ведет за собой развитие» вошел в жизнь: стал руководством к действию для родителей и источником прибыли для «новаторов» и бизнесменов. Естественно, такой вульгарный, механистический подход к детскому развитию вызывает протест. Ведь ребенок (как и человек вообще) - не сумма отдель­ных навыков и не компьютер, в который последовательно вводятся отдельные программы. И развивается он не через освоение отдель­ных умений, а совсем по-другому.
       Для начала определим, что стоит за психологическим понятием "развитие". Развитие - это всегда возникновение нового качества. По отношению к детскому развитию это появление нового отношения к миру и к другим людям, новых способностей, желаний, интересов и мотивов к действию. Новое отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребенок сам что-то придумывает, сам к чему-то стремится. Действия под диктовку взрослого, как и ответы на его вопросы (даже правильные), не имеют никакого отношения к развитию ребенка. Напротив, они могут стать тормозом такого развития, поскольку лишают малыша собственной активности.
     Исследования последних лет показывают: дети, с раннего возраста ориентированные на обучение и "раннее развитие", оказываются в старшем возрасте менее творческими, менее уверенными в себе, более тревожными и напряженными. Достижения в конкретных знаниях и умениях (таких, как умение читать или знание цифр) не дает никаких преимуществ в умственном развитии и даже в освоении школьной программы.

полка психологии, взрослым об ангелоидах

Previous post Next post
Up