Идеи Ф. Факуямы горячо были приняты демократической партией США и во времена президентства Б. Клинтона и легли в основу внешней политики. Однако события 11 сентября 2001 г. позволили критикам концепции Ф. Факуямы и сторонникам консервативного курса предъявить свою более подходящую для них концепцию и начать новую борьбу за переустройство мира.
Концепция «Столкновение цивилизаций»
Сэмюэл Хантингтон (1927 - 2008) - американский социолог и политолог.
Впервые свою концепцию С. Хантингтона опубликовал летом 1993 г. В американском журнале Foreing Affairs вышла статья «Столкновение цивилизаций?». Статья сразу же вызывает интерес и ее начинают активно обсуждать в мире, ведь С. Хантингтон явный оппонент Ф. Факуямы. На волне подогрева интереса в 1996 г. выходит книга «Столкновения цивилизаций и преобразование мирового порядка».
Концепция гласит, что мир поделен на части, на основе религиозно-культурной особенности групп населения. Такое деление С. Хантингтон называет делением на цивилизации. Суть концепции в том, что цивилизации сталкиваются и возникают значительные конфликты.
Данная концепция поддерживалась консервативным крылом США. У Факуямы все мировые конфликты затухли, а республиканцам нужны конфликты. Участвовать в них США может, например, в качестве мирового судьи. Под прикрытием такого «судейства» США может вести скрытые войны за ресурсы, рынки и пр. Кроме того, в этой концепции наличествует Большой враг Западной цивилизации. Используя образ такого врага легче мобилизовать западное общество на некоторый отказ от материальных благ в пользу передачи этого ресурса на борьбу с врагом, увеличивать бюджет на армию и продвигать НАТО. Также легче мотивировать общество проявить лояльность при введении государством ограничений и усиления контроля с его стороны (введение «Патриотического акта» в США).
Концепция «Конфликт цивилизаций» широко применялась во внешней политике при президенте Джордже Буше, после событий 11 сентября. Потом от нее стали постепенно отходить.
Основные тезисы книги С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций и преобразования мирового порядка».
Хантингтоном предложена карта этнокультурного разделения цивилизаций (представленная на рисунке в заглавии). Каждая цивилизация построена на основании объединения нескольких стран или даже частей стран в группы на основании общности их культур в широком смысле слова (религии, языка, истории, ценностей, обычаев).
Наиболее интересные тезисы С. Хантингтона определяющие его подход в описании картины мира.
• В мире существует несколько политических полюсов и несколько цивилизаций. Возникает мировой порядок, основанный на цивилизациях.
Страны объединяются в современной реальности по культурной, религиозной идентичности, создавая экономические и политические союзы (объединение-слияние Гонконга и Китая, Китая и Тайваня, объединение азиатских «тигров»).
• Модернизация не гарантирует распространение и принятие странами западных идеалов и соответственно не приводит ни к возникновению всеобщей цивилизации.
Здесь С. Хантингтон говорит, о том, что такие процессы как модернизация и вестернизация навязываемые Западом для создания универсальной среды по-разному были восприняты в разных цивилизациях.
Под модернизацией С. Хантингтоном понимается индустриализация, урбанизация, растущий уровень грамотности, образованности, благосостояния и социальной заботы. Под вестернизацией - распространение западных норм и идеалов.
Альтернативные ответы на влияние Запада:
А - отторжение (первоначально в Японии и Китае)
В - кемализм (Турция)
С - реформация (Япония и Китай после фазы отторжения)
D - изменение культуры без модернизации (Египет, Африка)
Идеология, предложенная президентом Турции (1923 -1938) Мустафой Кемалем Ататюрком (1881 -1938) - Кемализм стала безоговорочным принятием и модернизации и вестернизации
E - это некое среднее по миру
• Баланс влияния между цивилизациями смещается: относительное влияние Запада снижается.
Сила Запада достигла своего пика примерно к 1900 г. и сейчас идет угасание этой силы. Этот процесс сопровождается сокращением контролируемых Западом территорий, снижением темпов развития экономики и сокращению «западного» населения. Поскольку Западная культура теряет силу, то для других стран нет необходимости подражать ей для обретения силы.
• Растет экономическая, военная и политическая мощь азиатских цивилизаций.
Азиатские страны, добившиеся значительных успехов в экономике и модернизации, и набравшие в мире силу, теперь заявляют о первенстве их культуры над западной, и об универсальности своих ценностей (взамен навязываемым западным ценностям).
• Демографический взрыв среди исламского населения имеет дестабилизирующие последствия для мусульманских стран и их соседей.
Мусульманские страны усиливают влияние Ислама в мире в первую очередь за счет значительного демографического роста. Основная движущая сила Ислама - молодежь. Пытаясь завоевать популярность среди населения, лидеры более светских исламских стран всячески поддерживают нарастающую религиозность, как личным примером, так и поддержкой исламских движений.
• Не-западные цивилизации вновь подтверждают ценность своих культур.
Полученные в процессе вестернизации «раны», стали для некоторых стран поводом обратиться к религии. Религия также позволила некоторым странам вернуть потерянную светскими обществами идеологию.
Сила, обретенная азиатскими и исламскими странами, позволяет им считать, что их достижения обусловлены в первую очередь их уникальной культурой.
Универсальные претензии Запада все чаще приводят к конфликтам с другими цивилизациями, наиболее серьезным - с Исламом и Китаем. Поскольку влияние этих не-западных цивилизация возрастает, методы Запада начинают вызывать у них все большее недовольство (универсальные западные ценности, двойные стандарты, военная мощь).
Основные выводы из концепции «Столкновение цивилизаций»
Между цивилизациями будут происходить конфликты по двум направлениям.
Межцивилизационные конфликты возникают на двух уровнях: конфликты по линии разлома (локальный уровень) и конфликты между так называемыми стержневыми государствами (глобальный уровень). Конфликты возникают по основным вопросам классической политики.
Локальные конфликты - на границе цивилизаций. Такие войны вызывают «сплочение родственных стран» для прекращения конфликтов. Войны, происходящие на лини разлома, затрагивают очень давние процессы имеют затяжной характер и высокий уровень насилия.
В конце XX века возник всплеск войн по линии разлома с исламскими странами. Более частые воины, ведущиеся представителями Ислама обусловлены (по мнению Хантингтона) следующими причинами: резкий рост населения, потеря страной идентичности, особенности мусульманской религии (религия меча), замес мусульман с другими народами, проживающими на той же территории, значительные отличие Ислама от других религий.
Однако С. Хантингтон не считает, что война цивилизаций будет длится бесконечно. Доминирующие цивилизации наращивая свою идентичность и акцентируя свою культуру и религию, пройдут путь аналогичный Западной цивилизации, т.е. в нашем понимании «остынут» и мир «успокоится». Вот вам и оппонент Ф.Факуямы. Все пришло к тому же "концу истории".
Критика концепции С. Хантингтона.
• Налицо «пропитывание» мира западной культурой, расчет число стран, присягающих демократии, утверждается стремление к западным стандартам и культуре потребления, вопреки предрекаемой С. Хантингтоном наращиванием идентичности у каждой цивилизации.
• Возможность и историческая доказанность переплетения культур на стыках цивилизаций (западноевропейское Возрождение и его контакты с исламской религией), вопреки обязательным конфликтам по данному признаку у Хантингтона.
• Некорректное выделение цивилизаций по обозначенным Хантингтоном признакам: язык, история, религия, обычаи, институты, самоидентификация. Выделение Латиноамериканской цивилизации из Западной при наличии той же религии и западной культуры, и Православной из Западной при аналогичной схожести культур.
• Возникновение подавляющего большинства конфликтов не между цивилизациями, а внутри этих общностей, близко связанных религией, историей и культурой (войны шиитов и суннитов в рамках Исламской цивилизации, первая и вторая мировые войны в рамках Западной цивилизации, войны между этническими и племенными группами в Африке и Азии, исповедующими одну религию). Конфликты не между культурами, а за ресурсы - как и тысячи лет назад.
Отказ от концепции С. Хантингтона
К середине первого десятилетия XXI века властную команду президента США Джорджа Буша концепт С.Хантингтона явно перестал устраивать.
Во-первых, сам Буш постепенно меняет свою публичную риторику, все дальше уходя от первоначальной «военно-цивилизационной» заявки 2001 года на «крестовый поход против исламской угрозы». Сначала эта риторика была заменена на «войну с радикальным исламом», а далее - смягчена до «борьбы с терроризмом».
Во-вторых, госсекретарь США Кондолиза Райс 20 июня 2005 года заявила в своем выступлении в Американском университете в Каире: «В течение 60 лет моя страна... преследовала... на Ближнем Востоке цели стабильности, поступаясь при этом демократией, - и мы не достигли ни того, ни другого. Мы меняем курс... Настало время отбросить все оправдания, сдерживающие тяжелую работу демократии».
А через три месяца президент Буш, выступая в США в Национальном фонде демократии, уточнил: «Мы поощряем наших друзей на Ближнем Востоке... Мы вместе с диссидентами и ссыльными против деспотических режимов, потому что мы знаем, что сегодняшние диссиденты завтра будут демократическими лидерами».
Вот так концепция С. Хантингтона сменилась новой концепцией.
При подготовке доклада была прочитана книга С.Хантингтона "Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка", а также статьи Юрия Бялого
"Столкновение цивилизаций» против "Конца истории" и
"Если не столкновение цивилизаций, то что?" из газеты "Суть времени".
Данный доклад был представлен совместно с другими докладами в рамках выступления на семинаре Московского общества испытателей природы. Информация по мероприятию и остальные доклады
здесь.