Конкурсный текст №5

May 02, 2008 12:31


Зеркало

Не видел глаз настолько чужих.
Он смотрел на меня с упреком,
Он смотрел на меня, как судья.
Я не мог оторвать свой взгляд,
Я не знал, где он, я не знал, где я…

Майк Науменко, «Ночной гость».

Наверняка, многие из нас проводили, когда этакий эксперимент - шалость. Маленького котенка ставили лицом к лицу с зеркалом, и наблюдали за его реакцией. В наивно удивленных, бесхитростных глазах маленького существа, в большинстве случаев, вскоре, зарождалось, на смену первому чувству - испугу, любопытство. Затем, навстречу отражению, мягко протягивалась лапка: « Эй. Друг, не желаешь ли познакомиться? А я тут… балуюсь… Почему бы нам с тобой не поиграть вместе?». И далее, в зависимости от фантазии котенка, могла завязаться долгая игра, или короткая. В соответствии с его настроением…
А пробовал ли кто, в такие условия поставить взрослую, мудрую домашнюю кошку? Нет, не кота, поскольку коты в своей природе, мало, чем отличаются от котят, если конечно, не обозлятся на жизнь и не станут Настоящими Бойцовскими Помойными Котами…. Нет, именно кошку, воплощение домашней мудрости и помощницу Хранителя Очага?
В большинстве случаев, наверное, кошка лишь мельком глянет на своего двойника - отражение, а затем обратит на Вас свой глубокий взор, исполненный недоумения, пополам с презрением… Но, лишь стоит Вам почувствовать себя неловко под ее взглядом, и развернуться, собравшись уходить… Лишь только, вслед за этим, кошка, своим седьмым чувством поймет, что игра Вам наскучила, и никакого интереса у Вас уже нет… Лишь только, ваш силуэт начнет ускользать за угол, сообщая тем самым, что Вы не можете за ней подсмотреть…. Она, тотчас, мягко тронет свое отражение лапой. В теплом, но сдержанном, как и подобает взрослой, степенной кошке, приветствии. В ее прикосновении, не выражение восторга и озорного любопытства, а, скорее, мудрый обмен древними знаниями и засвидетельствование понимания….

********
Первая встреча с собой в зеркале, произошла у Него в возрасте года и «нескольких» месяцев. Проходя мимо большого шкафа в комнате, двигаясь от манежа до дивана, чаще на четвереньках, нежели на двух ногах, оберегаемый внимательными взглядами Взрослых, на одном из своих первых путей, Он, неожиданно встретил Его. Конечно, тогда Он еще не знал кто Это. Всего лишь одна из декораций на его пути, внезапно сменилась следующей. Старый Бабушкин шкаф на изогнутых , высоких ножках. С большим зеркалом посередине. Он прошел мимо, оставляя на зеркале отпечатки своих ручонок, не придав значения состоявшемуся открытию. Открытию того, что в этом Мире, доселе населенному лишь неживыми враждебными предметами, норовящими ткнуть его, зазевавшегося, своими острыми углами…. Мире, в котором еще, присутствовали теплые Взрослые и пушистый зверек, с мокрым и шершавым языком…Открытию , что в этом Мире есть еще и Он …
Открытие записалось в подсознании, но осмысление его, конечно, еще не наступило. Потом, да и ранее, когда Бабушка выводила его на прогулку, он мог замечать Детей, играющих во дворе. Таких же, как и он сам, маленьких и еще не ориентирующихся, так как Взрослые, в Правилах Мира. Эти знания, данностью откладывались в нем, не вызывая тогда никакого удивления. Очередная информация, условие, в этой огромной неизвестности.
Со временем, встречи, с Тем, Кто Там, становились чаще. Удивление появилось от наблюдения за тем, как Тот, повторяет все Его движения. У Того - такая же голубая «что-то», а еще ниже - есть, темное другое «что-то». На котором вдруг появилось расползающееся пятно? И, Бабушка с приговорками, хватает его на руки и начинает переодевать? Зачем? Ведь пятно-то у Того, его следует переодеть в сухое….
Уже позже, встречи с зеркалом перестали быть событиями, на которые следовало обращать внимание. Тот был там всегда, но, отчего-то с каждой встречей становился все больше, …Иногда, Там были видны еще Бабушка и Родители… Они улыбались…Папа показывал Туда пальцем и что-то говорил… «смотри, как ты вырос», кажется? И вообще, почему взрослые постоянно улыбаются Тому?
Осознание того, что Он и есть Тот, Кто Там, пришло незаметно, как ранее, незначимо, состоялось знакомство с телевизором.
Разница была в том, что в телевизоре все время мельтешили какие-то картинки, а Там, был только Он, да еще старый ковер над Бабушкиным диваном.
Глядя, как Взрослые часто смотрят Туда, поправляя что-то на себе, отряхивая и одергивая где-то… Он, принял это как очередное правило, научился пользоваться Тем. И далее, уже на протяжении следующих лет, почти никогда более не возникало удивление, отчего Тот повторяет Его. Ведь не удивляет же теперь никого, что, нажав выключатель на стене, под потолком, вдруг, зажигается свет….Да и знание о том, какой Он на самом деле, позже, совершенно без всякого удивления, как само собой разумеющееся, пришло из разглядывания Того. А как по другому? Разве есть другие источники этого знания?

Через несколько лет ушла Бабушка. Однажды ночью, когда он спал в своей комнате, пришли какие-то люди в белых халатах, они суетились возле дивана, что-то говорили, мама плакала. Потом люди ушли, и мама ушла с этими людьми. Потом она вернулась. А еще через несколько дней, мама, достав из шкафа большой черный платок, закрыла зеркало. Он догадывался, что раз столько времени Бабушки нет, то она ушла… И, наверное, Туда… И, если, Мама закрыла зеркало, значит, Бабушка не хотела, что бы кто-то видел, как она уходит…

Через некоторое время, Другое Зеркало, в ванной, стало уже значительно ниже. И Он мог разглядывать свою перепачканную зубной пастой рожицу, уже не приподнимаясь на носочках…
Еще, через какой-то промежуток лет, Он попробовал бриться. Видя, как Папа, каждое утро, намыливая лицо, гримасничает со смешными ужимками перед Ним, Ему тоже захотелось попробовать. Он намылил ладошку и мазнул пару раз подбородок. Затем, взяв в руку папин «станок», кривляясь, провел им несколько раз. Странно, боли не было, но отчего то Там, у Того, вдруг, выступила капелька крови…
Потом , когда учился в школе, Он повязывал по утрам, перед Ним, красный галстук. Вначале это делала Мама. Но потом, Он решил, что уже большой, и сам может это делать.

А еще через несколько лет, они заговорили друг с другом. Тогда Он собирался на свое первое свидание. Долго вертелся перед Ним, тщательно приглаживая волосы, одергивая непослушную рубашку. Подумал, и зачем-то, прикрепил над левым грудным кармашком, свой любимый с детства значок, голубой прямоугольник с самолетиком…Потом передумал, сняв его, положил в карман…
- Дорогая, Таня, - репетировал Он в зеркало, - ты, конечно, можешь подумать, что я… Но я давно хотел тебе сказать…
Затем, показав зеркалу язык, улыбнулся и ушел, выключив в комнате свет…
Вскоре он вернулся, совершенно в другом настроении… Он вошел в комнату и зло посмотрел в зеркало.
- Ну и кто мне говорил, что я красивый? - прошипел Он Туда? - Кто показывал мне, что я лучше всех? - Он замолчал, вспомнив, как Она ушла под руку с Витькой, даже не обратив внимания на ромашки в его руке…
- Главное, не какой ты снаружи, - вдруг услышал Он, или же это его мысли отвечали Ему на той же волне обиды и разочарования,- главное какой Ты внутри…
-Тебе хорошо, - только и пробормотал Он, ни капельки не удивившись..

*******

Прошло много лет. Привычка здороваться с Ним, по утрам, в ванной, начиная ежеутренний ритуал пробуждения, переросла в большее.
- Ну и видок у тебя, братец,- говорил он Ему. Или: « Привет, замечательное утро сегодня, правда?»
- Чаще всего, Тот, отмалчивался. А иногда, и подбадривал: « Ну, чего скис? Что, сдался? А вот сейчас плесни холодной водички в лицо, все и поправится».
Потом была «взрослая жизнь». Работа, семья. Большие планы и уверенность в себе и своих силах. Новая, просторная квартира. Новая мебель, лишь только старый Бабушкин шкаф был взят с собой из прежней жизни.
А еще потом, в стране начались перемены, да и самой страны, вскоре, уже не стало. Друзья разъехались… Перспективная работа, на которой должно было строиться Его благополучие, тоже ушла… Как-то незаметно, и сама-собой..
Потом не стало и семьи…
Потом….

Утренние приветствия себя, стали более угрюмыми. И бодрые ответы Того, уже не казались такими правдивыми.
- Издеваешься? - все чаще отвечал Он Тому.
- Почему издеваюсь, да неужели ты сам не видишь, что все не так уже и плохо? Зачем самого себя загонять в угол? - отвечал Тот.
- Я и говорю - издеваешься.
Привычка общаться с Тем, была уже необходимостью, и даже, не имея перед собой зеркала, и не видя Того, Ему нужен был кто-то, кто бы его хорошо знал. Кто бы мог с полуслова понимать, обнадеживать, спорить…

Сидя в офисе, он глядел в отражение на мониторе. - Вот почему Шеф зарубил проект мой, а? Ведь все так просчитано было? И прибыль хорошая могла быть? -Спрашивал он ячейки Exela , смутно различая сквозь них свое отражение.
- Ну и что, что у Андрея другой план. Там ведь, все предсказуемо, ну да, надавить, накрутить… И что здесь изящного?
-А у тебя?
- У меня целая стратегия, революционный, можно сказать, переворот. Совершенно новая концепция…Но, Шефу нужно не это. Ему нужно чтобы идеи рождались в разрезе с его «гениальными» мыслями. Приторно и скучно. Серо и обыденно.
- Зато надежно.
- Ну да, надежно. Да менять нужно в корне все, а не только наценки…
Сбоку, неслышно подошел Шеф, Сергей Сергеич.
- Чего, ты там бормочешь все время, а?
- Думаю, общаюсь с умным человеком.
- Да? Так пусть тогда тебе этот умный человек твой проект и переделает, причем весь, и с учетом моих соображений по складу. И до обеда, сегодня, на столе у меня должен быть!
- Как же, переделает, тут вот сколько страниц…
- Я так понимаю, ты не можешь этого сделать? Ничего, поручим Андрею, тот точно сможет. А, может, Вы, не хотите? - Когда Шеф, вот так, визгливо переходил на "Вы", хорошего ждать было глупо. А вездесущий Андрей уже с готовностью бежал к Его столу, за папкой с данными.
Но Он, в последний момент, успел накрыть папку ладонью, - Сейчас переделаем,- с вызовом сообщил он Шефу и разочарованному Андрею…
Вечером, придя домой, не включая свет, он подошел к зеркалу.
- Ну что? - спросил он Его. - Попрут меня отсюда. Теперь уж точно попрут.
- Да не попрут, -бодро отозвался Тот. - Мы же все правильно просчитали. Три раза проверяли. Все будет хорошо. Расслабься.
- Но я ведь предлагаю совсем другое….Новое, а им просто страшно признаться в своей консервативности, узколобости. Согласится со мной…
- Да согласятся, куда они денутся.
- Согласятся…Я вот не пойму, откуда в тебе столько оптимизма? Почти нездорового, причем, оптимизма? Ты что не видишь, что Андрей под меня все время копает?
- Да ничего у него не выйдет.- Отвечал Тот. - Андрей еще молодой, глупый. Амбиций много, это факт. А вот опыта ни разу нет. Так что не переживай, все обойдется.
- Обойдется? Оптимист ты хренов. А если меня сократят? - Тема готовящегося сокращения, не первый день витала в офисе.
- Не сократят. Тебя, не сократят. Ты же столько сил отдал этой работе. Это благодаря только твоим стараниям, ваша фирма выросла до сегодняшних величин… Это все понимают. А даже если и сократят? Рассмотрим и такой вариант. Что ты теряешь? Завистливые взгляды со стороны твоих сотрудников? Их непонимание? Ах, им обидно как ты столько времени можешь занимать свою должность? А может их готовность продать все и вся за прибавку к зарплате тебе близка? Вот это тебе дорого? Да успокойся, найдешь, в случае чего другую работу.
- Найду? Да где же я найду ее?
- Да смотри проще на жизнь. Все будет, так как должно быть. Ведь ничего просто так не происходит. Если что-то с тобой случается, то это потому, что так и должно произойти. И дальше будет только лучше. Помнишь пословицу? « Все что не делается - делается к лучшему».
- Ага, только лучше не становится…
- Да не будь ты таким мрачным. Чего ты сам себя уедаешь?
- А ты чего такой веселый? Ты ведь я? Так чего ты другой?
- Да, не совсем я это ты.
- То есть как? Ты ведь МОЁ отражение?
- Твоё, конечно, твоё. Только я ОТРАЖЕНИЕ. Понимаешь?
- Нет, не понимаю.
- Я отражаю тебя, а не только твоё мрачное настроение. Всего тебя. А если я тебе кажусь слишком уж веселым, и непохожим, так вспомни себя.
-Что значит вспомни?
- То и значит. Вспомни, каким ты был раньше. Вспомни, как мы здоровались с тобой по утрам. Вспомни, как ты, уходя, показывал мне язык. Как подмигивал, возвращаясь? Где ты это спрятал, а? Куда подевал?
- Да было ли ?
- Конечно было, мне-то не знать?
- Хорошо…хорошо. Что дальше?
- Да ничего, отдыхай. Завтра все будет хорошо.

Через несколько дней, Он пришел домой очень поздно. Слегка пошатываясь, придвинул к Зеркалу маленький столик, стул. Достал из портфеля бутылку, сходил на кухню за стаканом и банкой с помидорами. Сел. Плеснул из бутылки в стакан коричневую жидкость. И слегка стукнув стаканом о зеркало, выпил.
- Ты чего? - Испугался Тот.
-А то ты не знаешь? Сократили ведь. А если бы я тебя не послушал. И не успокоился? То мог бы и изменить что-то…
- Что изменить? Да ладно. Не расстраивайся, помнишь ведь, « все что не делается….»?
- Вот именно. Не делается! А тут уже все сделано. И сделано, заметь, окончательно.- Он налил еще.
- Да все потом хорошо будет. Точно-точно.
- Куда уж лучше. - Он опять чокнулся с отражением.
- Отдохнешь пару дней, потом другую работу найдешь.
-Не найду я другую. - Внезапно взорвался Он. - Сил у меня уже нет, другую жизнь строить. Понимаешь?
- Да есть у тебя еще все, перестань.
- Нет, дорогой, - зло отвечал Он, - У меня их как раз и нет, это у тебя они есть. Это в тебе все мои силы остались, паразит.
- Ты чего? Как это во мне?
-А вот так. Всё. У меня силы кончились. Отражать тебе больше нечего. А может ты их сам у меня забрал, А? - с пьяным воодушевлением начал Он. - Может каждый день, каждое утро в тебя они и уходили? Может каждый раз, когда я тебе улыбался, ты их брал потихоньку ?
- Что ты говоришь такое, - испугался Тот. - Как это в меня уходили?
- А вот так. Посмотри на меня! Да-да. ТЫ теперь посмотри на меня. Хватит! Я столько лет на тебя смотрел. Теперь ТЫ посмотри. Что ты видишь?
- Тебя вижу.
- Меня?! Да не меня ты видишь. А непонятно кого Ты видишь. Я не такой. Ты сам говорил, вспомни, мол. А я, вот, и вспомнил. Я совсем другой был. Я был веселый, душа любой кампании. Меня все любили. Жена была… Друзья…
- Ну а я здесь причем? Я же всего лишь твое отражение….
- Нет, уж. Ты не просто отражение. Ты, наверное, монстр. Как в фильме… Ты каждый раз питался мной. Каждый раз! Ты и стал-то, нынешним, только потому, что я теперь, другой. А я не хочу! Я не хочу больше так! Вот теперь ТЫ смотри на меня! А я буду брать то, что столько времени ты у меня забирал…
- Да что ты такое придумал, а? Даже если бы все так и было, ты что умеешь? Ты можешь все обратно ?
- Ничего, научусь. Ты правильно заметил, я не знаю как. Но я научусь…О. Идея! Слушай, может разбить тебя, а? Вдребезги! К чертям собачьим! Хотя… нет. Это неправильно. С тобой вместе уйдет и то, что мне нужно. Нет, тебя разбивать нельзя…. А может тогда меня разбить? А? Как тебе нравится такое? Ведь со мной уйдешь и ты. Страшно тебе, да?- Он в ожесточении размахивал перед зеркалом вилкой, которой перед этим собирался выудить из банки помидор.
- Да ничего мне не страшно, перестань. Что ты разорался, «разбить» и «разбить». Да и как ты собираешься это сделать? Ткнуть в меня этой вилкой? Куда? Мне в сердце? Или себе? А где у меня сердце ты знаешь? Слева? Это у тебя оно слева. А у меня? Так куда ты вилкой тыкать будешь?
- Ничего, я найду куда. Только одного из нас, к завтрашнему утру уже не будет! И как ты думаешь, кого?
- Ничего я не думаю, я ведь отражение. Я только твои мысли отражаю. Куда уж мне самому тут думать?
- Врешь! Ты думаешь! Потому что ты не просто отражение. Ты двойник мой. Ты - это я и есть. Точнее, был…Только я, теперь - такой, а ты в шоколаде …Но это мы изменим. - Он снова наполнил стакан,- изменим, это точно... Один раз, но уж навсегда изменим…
- И ты думаешь, что если кого-то из нас не станет, то, другому, будет лучше? Да и как менять то все собрался? Убить кого-то из нас?
- А как еще? Ты что знаешь? А если и знаешь? То разве, скажешь?
- Может, и знаю, но ты сейчас все равно не поверишь.
- Конечно, не поверю, чего вдруг тебе, да мне это рассказывать? Для чего? Какая тебе в том выгода?
- Да не мне, выгода, а нам… Мы ведь с тобой одно. Хоть и по разные стороны стекла. Ты что, до сих пор этого не понимаешь? А может, понимаешь, но просто забыл?
- Забыл что? Что я забыл?!!! Говори, что я забыл!!!!
- Все забыл. Да… наверное, так и есть…
- Что я забыл, ты! Монстр! Чудовище!
- Ах, вот в чем штука, то. Точно, забыл. Теперь я понимаю… Есть один способ. Только для этого нужно, что бы ты мне поверил.
- Я ..? Поверил? Чего, это, вдруг?
- Просто, поверил. Последний раз, поверил. Можешь?
- Я могу, конечно, но не понимаю тебя, - он опустил вилку и сел на стул.
- Верь мне, и делай все, как я скажу. Не бойся. Хуже не будет. В крайнем случае, ты всегда можешь меня разбить.
- И разобью! - Он еще раз налил стакан.
- Хорошо. А теперь делай так: убери все эти свои баррикады.
- Это зачем?
- Ты слушай меня, и не спрашивай. Просто, делай.
- Ладно,- Он отодвинул столик от шкафа.
- Хорошо. Теперь иди сюда, ближе.
- Я и так здесь.
- Ты не здесь, ты все еще там.
- А как надо?
- Да поставь ты стакан свой, наконец- то!
- Ага, сейчас, - он допил одним глотком и неловко поставил стакан на столик. Стакан зазвенел, и, покатившись к краю, остановился на мгновение у банки с помидорами...- Что дальше?
- Теперь становись меньше.
- Как это?
- Становись на колени, идиот. Возле меня, и никаких мыслей и вопросов. Понял?
- Хорошо.
Он стал на колени перед зеркалом, и отражение теперь показывало лишь его голову и старый ковер за спиной.
- Теперь ложи руку мне на ладонь. Правую. Помнишь, как тогда…Вот. Теперь левую. Точно так же, ладошкой ко мне… Теперь потихоньку иди на коленках в сторону. Вот, молодец. Переступай одновременно ручками по стеклу. Они у тебя еще маленькие, помнишь?...Ты держишься ими за меня, что бы не упасть… так как ты пока плохо умеешь ходить… Теперь стой. Стой, и вспоминай дальше. Вспоминай, Вова, как ты первый раз меня увидел…

Вспоминай…..

Теперь загляни……

*********

Утренний луч, прошмыгнувший сквозь занавеску, уселся на носу у Вовы. Вова поёрзал носом, затем чихнул и проснулся.
- Доброе утро, - сказал он, ни к кому не обращаясь.
- Странно, -продолжал он думать, оглядываясь вокруг. - Чего я на полу спал?
Он увидел, пустую бутылку на столике, полупустую банку с помидорами, стакан, упавший на пол, но оставшийся целым…
- Это что, я пил вчера? - подумал Он. - Здорово. И что, всю бутылку выпил? А почему голова тогда не болит? Вот чудеса, наверное, хороший коньяк был? Или это водка была?
Он не стал разглядывать этикетку на бутылке, а одним движением поднявшись, отправился в ванную умываться. Привычно плеснув в лицо холодной водой, он поднял взгляд к зеркалу, что бы улыбнуться самому себе. В зеркале отражалась кафельная стена, изгибы нержавеечного полотенцесушителя с развешенными носками…
И, больше, никого…
Это открытие не добавило ничего существенного в мировосприятие Вовы. Просто, очередную данность, очередное правило игры в этом Мире.
Он включил кран в ванной, и пока вода ее наполняла, насвистывая какую-то мелодию, отправился на кухню, варить кофе. По дороге его остановил звонок телефона. Он недоуменно пожал бровями и взял трубку:
- Алло? А! Привет!!...... Да, Танюша, замечательно…. А ты как? Вот и чудесно!….. Планы? Да, собственно, никаких… Конечно…. Сейчас только проснусь, приведу себя в порядок…. и приеду….
Да…. И я тебя ….тоже…

UPDATE: Итоги конкурса

Конкурс

Previous post Next post
Up