Бисер известен человечеству еще со времен Египта, правда, в те далекие времена он был мало похож на современный, В те времена бисер представлял собой крупные матовые бусины из непрозрачного стекла.
Посмотреть на Яндекс.Фотках С течением времени величина бусинок изменялась, они становились меньше. Примерно в 6 веке искусство производства стекла достигло своего расцвета в Византии. Оттуда оно перешло в Венецию, которая надолго стала лидером.
В течение многих лет, вплоть до 16 века, попытки мастеров из других стран узнать секреты венецианских стеклоделов оставались безуспешными. Но мастера из Богемии в середине 16 века научились варить стекло, которое по своей чистоте, прозрачности, блеску и твердости превосходило все ранее известные изделия из стекла. Покрытый цветными эмалями, граненый богемский бисер отличался от круглого венецианского игрой света и красотой.
Наибольшего расцвета бисерное производство достигло в первой четверти XIX в., когда благодаря соперничеству Венеции и Чехии мелкий бисер достиг очень большого разнообразия и по размерам, и по богатейшему подбору цветов и оттенков. (Подробнее об истории развития бисера
>>)
До этого времени искусство вязания и бисероплетения развивались параллельно и не пересекались, но примерно в это время, а именно в первой половине 19 века, появляются первые вязаные изделия с использованием бисера. Это был очень трудоемкий вид рукоделия: сначала на нитку нанизывался ряд бисеринок в соответствии с рисунком, а затем нитка провязывалась так, чтобы при вывязывании каждого столбика или петли бисеринки одна за другой оставались на лицевой стороне изделия. Нитка с нанизанными на неё бисеринками наматывалась на бумажку или специальную фигурную деревянную палочку. При вязании было особенно важно отсутствие сбоев при наборе бисера на нитку, т.к. это могло привести к смещению целого ряда рисунка. В Германии, например, при надомном изготовлении бисерных вещей на продажу использовалось следующее разделение труда: мужчины нанизывали бисер на нитку в соответствии с рисунком, а женщины вязали. Вязание оказалось очень удобным для изготовления различных предметов сложной формы: подстаканников, круглых кошельков и салфеток, чехлов на чубуки, подсвечники, трости и даже на бутылки и бокалы. (Подробнее о вышивке и вязании с бисером в России
>>)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Предметы из бисера, вязанные крючком 1820-1840-е гг. Подсвечник, салфетка, сумочка с меаллическим замком, кошелёк с бронзовым замком, монетница в форме конуса. E.С. Юрова Старинные русские работы из бисера
Когда был связан первый бисерный жгут история умалчивает, но в разных источниках удалось найти упоминания о вязаных крючком бисерных шейных и набедренных украшениях-обрегах в форме змей, которые вязали женщины - жительницы Балкан. Во времена первой мировой войны 1914-1918гг некоторые из турецких военнопленных, захваченных Британскими, Австралийскими, Русскими, и Французскими армиями, были заселены в лагерях в Египте, на острове Кипр. И для того чтобы бороться со скукой во время заключения, они изготавливали подобные украшения и различные сувениры, которые меняли на пищу или продавали в местных магазинах. (Подробнее о бисерных змеях
>>)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Сувенир в виде бисерной змеи связанный турецким пленным в 1919г. Иллюстрация из книги: Bead Crochet Snakes: History and Technique by Adele Rogers Recklies
В 1980-1990 годах вязание с бисером снова вошло в моду и начался так называемый Ренессанс для этого вида рукоделия, бисер стали больше использовать в одежде. В данный момент вязание с бисером становится все более и более популярным. Комбинируя вязание с другими видами рукоделия мы можем попробовать создать совершенно новое искусство.
Виды бисерных жгутов
Турецкий жгут. Это самый простой и быстрый способ связать жгут с бисером, который позволяет использовать не только классический круглый бисер, но и трубочки, бусины, каменные сколы и всевозможные миксы.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Тонкие вязаные жгуты представляют собой бисерные шнуры связные полустолбиком. Они могут быть как с узорами, так и без них. Их очень удобно использовать в качестве «шнуров» для кулонов, а также изготовления длинных лассо без застежки. Благодаря своей мягкости тонкие жгуты можно завязывать причудливыми узлами, что дает возможность создавать необычные и самобытные украшения.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Толстые жгуты. вяжут столбиком от чего бусины ложатся как бынаискосок. Такой способ вязания, в отличии от вязания полустолбиком, позволяет вязать жгуты на большее количество бусин. Таким способом можно вязать не только украшения на шею, но и широкие браслеты и даже сумочки.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Бусины. Способом косого вязания (столбиком) расширяя и сужая жгут можно с легкостью обвязывать объекты разной формы: бусины, полусферы, овалы, четырехугольники и пр. Для себя я сделала вывод, что обвязать бусину гораздо легче чем обшить ее. А используя при вязании бисер разного размера и крупные бусины можно добиться очень интересных эффектов.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Комбинированные техники. Далее комментарии, как говориться, излишни. С использованием комбинаций уже рассмотренных приемов можно получить оригинальные и необычные украшения. Все ограничивается только вашей фантазией :)
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Большое спасибо авторам украшений за разрешение использовать фотографии их работ в данной статье :)