Должен ли певец быть толстым?

Feb 28, 2017 14:36


ДОЛЖЕН ЛИ ПЕВЕЦ БЫТЬ ТОЛСТЫМ?

Я сейчас затрону деликатную тему "певец и его вес".
Не раз на тренингах и уроках мне приходилось отвечать на вопрос: "А правда, что певец должен быть толстым?" Я разъясняла, что это миф. Мне казалось, что этот миф бытует в непрофессиональной среде. Но недавно я узнала, что есть педагоги, которые внушают ученикам, что они должны набирать вес, чтобы хорошо петь.
Мне трудно подобрать слова, чтобы обойти тему профессионализма такого подхода. Давайте я просто изложу аргументы, которые обычно приводятся в поддержу такой точки зрения, и объясню, почему они не состоятельны.

Мифы не вырастают на пустом месте. Какая-то доля правды в них есть. Вопрос, как она интерпретируется. Это вопрос грамотного обращения с информацией.

"Певец тратит много энергии, которую нужно восполнять". Это правда. Мы глубоко дышим при пении, работают нижние части легких, усиливается кровоснабжение, трудятся мышцы,  тратятся калории и т.д Это действительно непростая физическая работа, особенно у обладателей плотных голосов. Особенно у оперных певцов, где требуется максимальный объем, максимальная мощь голоса. Но восполнять энергию не значит набирать вес! Вы пришли с прогулки или пробежки, устали, нужно подкрепиться, чтобы восстановить силы,- но не объедаться же. Мы едим, чтобы восполнить энергию и иметь некоторый запас на дальнейшую деятельность, но не более того. После вокала хочется есть так же, как после любой энергозатраты, и точно так же нужно соблюдать умеренность, чтобы не превысить норму под влиянием чувства голода. Своим ученикам я всегда говорю, что они должны приходить на урок не уставшими, не больными и не голодными (в идеале поесть за час до урока, чтобы не чувствовать тяжести в животе и в то же время быть полным энергии). Не должно быть дефицита ресурса. Но набирать лишний вес? Зачем?

"Диафрагма при мощном вдохе может давить на желудок, вызывая ложное и неконтролируемое чувство голода". Да, такое бывает. Но это скорее свидетельствует об определенных анатомических проблемах; и в той же мере от этой проблемы могут страдать, например, спортсмены, которым тоже требуется мощное дыхание. Прямой и необходимой связи "запел - растолстел" или "хочешь петь - толстей" - нет.

"Масса тела увеличивает объем резонаторов". Это как? Резонаторы - пустоты в нашем теле, в которых отражается (а, значит, усиливается) звук. К ним относятся область неба, гортань, носовые пазухи и т.д. Но как наращивание жировой прослойки влияет на увеличение этих пустот?
Мне тут подсказали, что есть гипотеза о связи между величиной резонаторов (каких именно?головных? гортани?) и склонностью к ожирению -- говорят, по этим признакам подбирают будущих борцов сумо. Но даже если эта анатомическая зависимость склнности к набору веса у обладателей больших резонаторов (?) существует, это не имеет отношения к обратной связке, то есть не означает, что с набором веса вырастут и резонаторы. Кости (если говорить о черепе и его пустотах) не растут с определенного момента. Рашириться может объем легких, о чем ниже.

"У полных людей больше объем легких". Да, объемное дыхание важно для вокала. И теоретически, чем больше масса тела, тем мощнее должны развиваться мышцы, которым носить этот вес, и работать легкие, которым всю эту массу обеспечивать кислородом. Но есть и обратная логика: легкие работают тем мощнее, чем им труднее. "Обслуживать" большую массу и легким, и сердцу тяжело, и у полного человека могут, наоборот, возникнуть проблемы с дыханием. А мощного развития легких можно добиться куда более простым способом - разумными спортивными нагрузками, которые заставят дыхательную систему работать на полную катушку. Как и набора мышечной массы, необходимой для пения.

"Резонанс гортани во многом зависит от того, сколько жировых тканей находится вокруг нее". Я не такой знаток анатомии и не проводила личных экспериментов "звучание гортани до и после набора веса" (хотя, к примеру, Мария Каллас вошла в пик своей певческой формы на фоне радикального похудения), но по логике - воздух и звуковая волна отражаются от стенок гортани изнутри, и наличие жировой прослойки "вокруг гортани" (где?) не должно придавать самой слизистой гортани какие-то радикально новые отражающие качества. Пересохшие от волнения гортань и связки, конечно, плохо отражаются на звуке, но достаточно выпить стакан воды, чтобы восстановить водный баланс. Если вы считаете, что гортань для лучшего отражения звуковой волны должна быть "смазана" - выпейте стакан жирного бульона перед пением, поделитесь впечатлениями. Смягченная, увлажненная гортань - это хорошо. Но запасаться жиром где-то "вокруг гортани" и попутно обрастать жиром в других местах - не вижу никакого практического смысла.

"Голосу нужна опора". Нужна, но при чем здесь жировая прослойка? "Опертый" голос - это опертый воздушный столб. Опирается он не на жир, а на диафрагму, которая является мышцей. Певческое дыхание, которое позволяет певцу опирать воздух на диафрагму, разрабатывается и осуществляется без всякого участия жировой прослойки. Какую функцию выполняет при пении жировая масса? Никакой.

Я не вижу ни одного разумного аргумента в пользу набора веса.
Зато вижу как минимум один существенный аргумент против - гиперлордоз.
О пресловутой опоре голоса говорят в 2 смыслах - об одном я уже сказала. Но, возможно, у адептов опоры за счет веса речь идет о том, чтобы певец правильно распределял нагрузку и энергию, и в этом смысле действительно важно ощущать опору на ноги, "заземляться". Ноги действительно важная опора для певца, они помогают правильно распределять нагрузку и энергию. Понятно, что человек с большим весом больше "заземлен", просто потому что вес тянет его к земле. По идее, он должен лучше чувствовать свои ноги, лучше ощущать таз, нижние мышцы живота, - то место, которое служит певцу центром, из которого как бы исходит энергетический импульс. Но на самом деле так происходит у полных людей далеко не всегда. Потому что зачастую лишний вес приводит к углублению естественного прогиба в позвоночнике - лордоза. Образуется гиперлордоз. Гиперлордоз не только не помогает - он препятствует правильному дыханию и звукоизвлечению. В первую очередь как раз потому, что как бы разламывает человека пополам, лишает его естественной амортизации на крестец и ноги. Говорить о должной опоре на ноги в такой ситуации не приходится. Не говоря о том, что диафрагма при таком положении оказывается как бы заблокирована: она должна уходить при вдохе вниз, но при гиперлордозе не может этого сделать. Говорить о последствиях гиперлордоза для певца можно долго. И причин гиперлордоза несколько, и одна из них - лишний вес.
Пение - это мышечная работа. Это контакт со своим телом и сопряженная работа мышц, их механика. Ощущение заземления, опоры, контакта с ногами можно добиться, не утяжеляя себя лишним весом (кто был на наших тренингах раскрытия голоса, тот знает). Это вопрос телесной культуры и телесной осознанности, вопрос здорового распределения нагрузки на ноги и позвоночник, а не лишнего веса.

Да, скажете вы, но сколько полных певцов в опере. Вот Паваротти, Кабалье... А Хворостовский - он полный? А Нетребко вошла в зенит своей славы полной? Рене Флеминг?.. Муслим Магомаев? Молодая Вишневская? Иосиф Кобзон? Ожогин? Погудин? А в оперетте, где такие большие физические нагрузки и надо быть стройными и красивыми - за счет чего справляются певцы? Переберите известных вам певцов, посмотрите на новое поколение оперных звезд, и вы поймете, что хороших певцов стройной комплекции - множество. Сейчас - гораздо больше, чем полных.

Певец - тоже человек. У него может нарушиться обмен веществ под влиянием различных факторов: рождение ребенка, увечье в автокатастрофе, стресс и т.д. Кто-то пытается худеть, кто-то нет, у кого-то не получается. Все по-разному...

Нам в чем-то мешают стереотипы советского времени, когда по сцене Большого театра катались натуральные колобки. Просто для большинства режиссеров того периода голос имел приоритет перед внешностью. Сейчас другие тенденции, и певцы склонны больше следить за собой, не доверяясь сказкам о том, что надо набирать "опору". Конечно, если начать резко худеть, это вызывает естественную слабость, и на время адаптации организма певец может чувствовать себя обессиленным, это сказывается на голосе. Но это вполне естественно и не навсегда. Истощать себя не надо, человеку нужны силы на физический труд, которым является пение, нужны углеводы и белки. Но толстеть - нет, не нужно. Поберегите здоровье, оно вам пригодится - для пения.

Раскрытие голоса, Голос

Previous post Next post
Up