Когда-то у меня была подруга, которая провозглашала некое этическое кумовство. Согласно ее системе ценностей, друг всегда должен был поддерживать и защищать друга, независимо от его правоты. Если у вас с кем то конфликт, ваш друг должен прийти и вписаться за вас, встать на вашу сторону, даже если вы неправы. Условно говоря -- закопать труп вместе с вами. Справедливость неважна, важна общность. Мой друг всегда прав, потому что он мой друг. Все средства хороши, чтобы защитить и оправдать моего друга. Моя подруга действовала так сама и ждала того же о своих друзей и близких.
Я не разделяла эту систему ценностей. Но в исполнении подруги относилась к ней некритично. Я вообще ко многому в ее исполнении относилась некритично, объясняя для себя это действительно несчастным ее детством и пропуская мимо внимания и "этическое кумовство", и чрезмерную агрессию, и многое другое из этого ряда, что составляло не просто временные компенсаторные механизмы, а жизненную философию моей подруги.
До тех пор, пока пути наши не разошлись, и я не испытала на себе, что значит, когда мой бывший друг применяет ко мне тот же принцип. Моя бывшая подруга, чтобы защитить близкого ей человека, совершившего ряд неприглядных поступков, осознанно оболгала меня, а чтобы сделать свою ложь достовернее, использовала для этого мою тайну, доверенную ей, извратив ее так, чтобы очернить меня. Сделала она это, я уверена, с полным сознанием своей правоты, поскольку на тот момент идентифицировала себя не со мной и не с абстрактной правдой, добром и справедливостью, а с человеком, котррый был ей важен. Она лучше кого бы то ни было сознавала, что человек совершил чудовищные поступки, возможно, даже сознавала (если не обманывала себя), что он будет делать это и впредь. Но она ставила общность выше вопросов добра и зла. Она совершила подлость, но была уверена, что поступила правильно: ведь она не предала близкого человека.
И только сегодня, когда мы говорили с моей приятельницей о ее молодом человеке, который придерживается той же жизненной философии этического кумовства, до меня вдруг дошло, что же это такое. Это же философия слияния.
Интересно, что в обоих случаях речь идет об агрессивных людях. И в обоих случаях есть глубокие проблемы в отношениях с матерью. У ребенка, чьи отношения с матерью травматичны, может возникнуть нереализованная потребность в слиянии. Агрессия, помимо прочего (у нее, конечно, много назначений) создает мир, где мы объединяемся с кем то против кого то. И в этом противостоянии больше ощущаем свою общность. По этой же схеме создаются общества, где "мы против всех", и чем травматичнее общество, тем острее переживается сплоченность против общего врага, тем легче используется этот механизм в политических играх, на этом же основаны националистические манипуляции. Для человека, нуждающегося в слиянии, есть масса возможностей пережить чувство общности, но враждебность внешнего мира дает самое острое переживание, и поэтому он может сам создавать конфликтные ситуации.
Вообще философия этического кумовства выглядит весьма соблазнительно и принимает вполне концептуальную форму, пока не обнаруживаешь вдруг, что за ней стоит раненый ребенок, а не взрослый человек. Не четкий парень, который сознательно делает выбор в пользу други своя, а разлученный с матерью младенец. Эта система дает хорошие условия для ощущения приятия, в котором нуждается каждый маленький ребенок, но не позволяет сделать дальнейшие шаги к развитию личности.
Во взрослых отношениях должно быть место и приятию, и ответственности.