Шакти тут написала пост на тему пройденного пути
http://shakty.livejournal.com/550349.html Не очень люблю в этом ключе говорить о себе, но, с другой стороны речь не о похвальбе достижениями, а о том, чтобы подбодрить других людей. И это нужно делать.
Хотя кажется, что говоришь такие банальности и даже неловко, но опыт показывает, что кому-то нужна такая информация.
Действительно, мы регулярно слышим реплики вроде: "Легко вам говорить, у вас-то все получается. Вот если бы у меня были такие данные, как у вас...".
Люди вообще склонны считать, что если вы приветливы, то это потому, что у вас просто нет повода для переживаний. Что если у вас твердые моральные убеждения, то вы просто не сталкивались с разочаровывающей реальностью. Ну, а если вы успешны, то на вас, очевидно, просыпалась манна небесная, и вам палец о палец не пришлось ударить, все получилось само.
У нас такой подход получил кодовое название "Уточка" -- из анекдота про Уточку и Лебедя. Он довольно известен.
Помню, на тренинг пришел начинающий певец и, ознакомившись, с его затруднениями в вокале, я сразу дала совет -- начать преподавать. Это встретило поначалу сопротивление, и мы с Шакти получили от этого парня письмо, где он откровенно, если не сказать -- резко -- высказывал сомнение в том, что я когда-либо имела дело с такими трудностями, как он.
Это было тем занимательней, что я имела в свое время дело именно с этими трудностями. Вот ровно с теми же.
У меня всегда были голос и слух, хорошие в обычном смысле слова. Но слух у меня не абсолютный; из музыкальной школы я сбежала и забыла все, как страшный сон; пела я без опоры, а первый специалист по вокалу, к оторому я обратилась, сказала: "Ну, классику ты петь никогда не будешь.... нет в тембре обаяния... а может, тебе куда-нибудь в театр "Ромэн"? Там нужны низкие грубые голоса". И только потом я поняла, что она просто не умела работать с голосом. Но откуда было знать тогда, не с чем было сравнить.
Сейчас говорят "Тебе Бог голос дал". Просто вокал стал единственным занятием, которым я смогла заниматься регулярно, не порывом, постоянно, несмотря на неудачи. При том, что я очень неусидчива, уязвима, склонная к самоедству от любой неудачи, восприимчива исключительно к негативной критике, да и по простому сказать -- ленива, не способна к регулярному и неуклонному труду. Но даже несмотря на это многое удалось.
Призвание, по моему мнению, это то, что дает ресурс. Как тут на последнем тренинге правильно девушка сказала, это то, что "будешь делать, даже если за это не платят". Если тебе нравится что-то делать, у тебя, безусловно, все шансы добиться высокого результата, даже если данные средние. У меня -- объективно оценивая -- от природы средние данные.
Учиться вокалу я начала в 29 лет. И первый педагог мне очень много дал, но потом дело зашло в тупик. У меня были достижения, но были и побочные эффекты, от которых я не знала, как избавиться в рамках этой методики. И мне пришлось многое переделывать, переучиваться у других и искать самой. И уже когда я сама осмелилась преподавать -- только тогда я стала совершать самостоятельные открытия. Ничто не дает так много, как педагогическая практика -- чувство ответственности переводит тебя из пассивного потребителя в активного созидателя. А свои проблемы заставляют много искать и быть чуткой к чужим проблемам. Поскольку у меня самой не все получалось, я хорошо чувствовала проблемы других людей. И даже те, которых не было у меня.
Например, ни один преподаватель никогда не рассказывал мне о гиперлордозе и его влиянии на проблемы с вокалом. Я вообще не встречала педагогов, которые обращают на это внимание и знают, что с этим делать. Большинство педагогов имеют дело с людьми, у которых голос уже открыт, остальным они говорят "у вас нет данных". Я пришла к пониманию проблемы в ходе наблюдений. Как и некоторым другим интуитивным открытиям. Помогает жизненный опыт в других областях, он дает ключ к пониманию физических и психологических проблем ученика. Понимаю, почему человек запрокидывает голову при пении и никак не может взять ноту, понимаю, что это за мистический комок в горле и т.д. И вот от осознания связи между лирикой и физикой и родилась у меня идея його-вокального тренинга.
Это я к чему. Это я к тому, что "Мне 30 лет, и вам-то хорошо говорить" -- это ложное убеждение. Я опровергла для себя это убеждение собственным примером. И примеров, когда люди начинают успешную деятельность, когда им за 40 и за 50, достаточно. И искать надо в себе не природные данные, а горячее желание и готовность к труду. Петь -- совершенно точно -- способен каждый. Вопрос в затраченных усилиях. У кого-то на раскрытие себя уйдут месяцы, у кого-то -- годы. Точно знаю одно: если возникает вопрос, стоит ли результат того, чтобы так стараться, -- точно не стоит. Так, попеть для своего удовольствия -- это да, а вставать на путь "до победного конца" имеет смысл, только если сам процесс приносит радость.
И наши неудачи, ошибки, -- все может послужить топливом для дальнейших успехов.