Вечер с Достоевским

Dec 20, 2011 23:31

Не выздоровела, но все же пошла, пошатываясь, на "Вечер с Достоевским" в Сатирикон и не пожалела.
(Кто считает, что Достоевского нельзя испортить, уверяю: можно, театр "Около" с этим справился.)

Действительно сильный моноспектакль по "Запискам из подполья", и если первое время еще удивляешься , как это Райкин в почтенных годах так носится по сцене, то потом просто проваливаешься в историю, в бездну.

Очень рекомендую. Разумеется, тем, кто любит глубины, взгляд с изнанки, рефлексию, чувства. Достоевщину, одним словом.
(А кто не любит, об этом не обязательно говорить, я не оценю :))

Дальше мы с подругой говорили вроде не только о спектакле, но через слово возвращались к нему за примерами и цитатами.
Вообще были бы силы, поговорила бы здесь за "героя нашего времени": вся эта линия про то, что "в наше время" деятелем может быть только дурак, чья тупая целостность позволяет без рефлексий совершать поступок, а умный человек утопает в сложности чувствования, ощущения неимущности права и обречен пасовать перед "деятелем", которого одновременно презирает и завидует. Тема бездействия, бессилия, бессмысленности, презрения к себе и к миру: от "лишнего человека" Печорина через героя "Записок из подполья" до "Духless" (ниасилила, если презрение Печорина к "ничтожности света" в романтической ауре 19 века еще вызывало сострадание, здесь уже вызывает еще больше отвращение, чем сам "ничтожный свет", настолько мелким, ничтожным выглядит человек, который вращается среди людей, к которым испытывает презрение и по поводу которых исходит ядом, презирая их образ жизни и ведя его: вот такой эффект только от пренесения сюжета в современный антураж -- перестаешь воспринимать лишнего человека как протестанта, видишь в нем только отрыжку презираемой им же среды).

Заодно:
Вспомнила достоевское определение человека  -- "двуногое и неблагодарное".
Обогатила свой словарный запас эвфемизмом, обозначающим секс: "хлопотать о продолжении мировой истории".

Достоевское, Рефлексия

Previous post Next post
Up