Nov 30, 2011 00:24
Иногда из прошлого, из детства, в настоящее, в самостоятельное - приходят люди. Они возвращают к реальности, будто бы встряхивают и обязательно спрашивают:
"מה אתה עושה בחיים? ", т.е. "что ты делаешь в жизни?"
Люблю вот так сесть и написать вперемешку о том, что застряло в памяти из последних прошедших дней, в течение которых я в ЖЖ не писала.
Работа с детьми
Вот, была там в пятый раз. Дети бегут мне на встречу, обнимают меня. Я ласково подхватываю их на руки, обнимаю. Некоторые дети не очень на меня обращают внимание, некоторые больше.
Было приятно услышать от девочки 8-ми лет, которая меня постоянно воспитывала, и вообще я думала, что я ей не нравлюсь:
- Ты останешься до тех пор, пока тут не останутся всего двое детей.
- Почему?
- Потому что ты самая хорошая и с тобой лучше всего.
Я поблагодарила её за такие слова, хотя они и были сказаны мне тоже таким командным тоном, но мне было приятно.
Потом я наконец-то наладила контакт с ещё одной девочкой 10-ти лет, которая начала разговор первой. Я несколько раз пыталась с ней заговорить, но на этот раз она подошла ко мне и спокойно спросила меня, что и кому я вяжу. Мне кажется, она просто поняла, что ей не надо доказывать мне, что она не маленькая, что она не "верблюд", и что я и так готова говорить с ней на равных. Я отдала моё вязанье ей в руки, и она долго-долго протыкала его спицами, и мы разговаривали.
3-х летний мальчик, который раньше всех бил, иногда продолжает это делать. Но когда я приехала в среду (т.е. в третий раз) к ним, то он соскочил со стула, помчался ко мне с криком "аааааааааа" и крепко обнял меня.
Некоторые дети знаю меня по имени?, некоторые обращаются без имени, некоторые постоянно говорят: "я забыл/ла, как тебя зовут" или "как тебя зовут?".
Я понимаю, что каждый из этих детей стал моим другом, кто-то уже совсем стал, а кто-то обязательно станет.
Одна 7-ми летняя девочка стала моей настоящей подружкой. Мы, когда все остальные дети уже разошлись, сидели с ней на диване, прижавшись друг к другу и долго разговаривали. Она мне говорила, что всем про меня рассказывает и ждёт, пока я приеду в следующий раз. Мы - настоящие подруги, нам так нравится быть вместе!
И я окончательно поняла, что возраст для дружбы не имеет никакого значения, даже если ей 7, а мне 15.
Я поняла, что привязалась к каждому из этих детей отдельно. Я не сержусь никогда на них, даже если мальчик 3-х лет подойдёт и со всего размаху стукнет меня кулаком - я прощу. Я найду оправдание любому их поступку, ведь им тяжело, им может быть плохо... Мне нельзя там ошибаться, мне нельзя там сесть и вдруг уставиться в никуда, погрузиться в то, что мне почему-то грустно в этот период моей жизни и т.д. Я держусь, я честно отвечаю на все их вопросы, в отличие от взрослых, я им никогда не вру.
Я почему-то с ними не стараюсь заглянуть куда-то далеко-далеко вперёд, представить себе, как я стану тётечкой, они - взрослыми людьми, не заглядываю в те годы, когда наша разница в возрасте станет почти незаметной, и мы будем друзьями. Я не пытаюсь решать, как и что будет даже в следующий раз, когда я попаду туда и обниму каждого из них.
А теперь вопрос: надо ли, чтобы я продолжала рассказывать о развитии событий там? Интересно ли это кому-то?
Новости в библиотеке
Я туда не хожу, пока. Недельку-две я туда не пойду. Мне так больно от того, что ребёнка можно обидеть и жить себе спокойно, не волноваться и не чувствовать себя виноватым. Ребёнку можно сказать, что он груб, невежлив, невоспитан, ему даже можно в лицо сказать, что он видите ли дефект домашнего образования и вообще он не умеет себя вести. Его можно учить, давать глупые и тупые советы, объяснять ему, что это всё мол для него, все эти советы ему так важны. Ему можно объяснять, что он - ноль без палочки, и ребёнок даже не будет пытаться доказать, что он - "не верблюд".
Я уже не надеюсь получить извинения, я уже не надеюсь получить хоть какую-то компенсацию за боль, причинённую мне и Доре.
Я пытаюсь простить их, не ждать от них раскаяния. Я пытаюсь поверить в то, что им просто тяжело и они этого не хотели...
Но почему-то где-то в глубине это все смешалось в одно
- я не учусь в школе, значит не могу быть полноправным человеком.
- я маленькая и глупая, и меня может воспитывать каждая глупая тётка.
- я должна всех прощать, потому что умею это делать, а они на это неспособны.
Я бродила одна по улицам, я пыталась представить себе, как через одну-две недели прийду туда и на вопрос: "куда я пропала" отвечу: "я заполняла пробелы в своём воспитании, чтобы больше пробелов и дефектов не было..."
Это пройдёт, я прощу, приму и вообще скоро обязательно должно стать проще!
Старый знакомый (воскресенье)
И вот в автобусе через проход сидит человек, который исчез для меня в прошлом. Путаются мысли в голове, не могу понять я здесь и мне 15, или я там и мне 7-8 лет. Он тоже домашний ребёнок, тоже вырос, как и я в семье, где дети не ходили в школу.
Как я люблю случайные встречи с людьми, которых не видела много лет. Я давно уже удивляюсь тому, что мне есть что вспомнить, что есть годы позади, события, которые я помню, помню сама, а не по рассказам родных.
Когда-то мы дружили с этой семьёй. Мы с Дорой дружили с двумя мальчиками из этой семьи. Учили по-тихоньку иврит, по словам, учили только те слова, которые нужны были для общения. Тогда мы жили в Ариэле, ездили на встречи домашних семей в иерусалимский зоопарк. С этой семьёй мы и отдельно встречались, ездили к ним в гости, а они к нам. Они тогда жили прямо рядом с тем местом, где сейчас живём мы, прямо в соседней деревне. Но мы жили тогда в Ариэле, и нам было до них далеко. Мы играли много вместе, общались на том простом иврите, который чуть-чуть выучили... Да, много там всего было, и много воспоминаний всплыло в голове, когда на остановке автобуса мы с Дорой увидели два знакомых лица.
У меня как-то в голове всё перемешалось. Я никак не могла понять, на самом ли деле вижу их. Один мальчик, ему уже 21 год, второй (из тех с которыми мы дружили) сейчас в армии, а с первым был третий, мы с ним почти не общались, но я его тоже узнала.
Они ехали к своим друзьям в ту деревню, где они когда-то жили. Они переехали оттуда вскоре после того, как мы перееехали в Кесалон. Когда мы поселились в Кесалоне, мы уже не так тесно общались и почти не встречались. Всю дорогу мы разговаривали.
И вот он спросил меня, что я делаю в жизни. Я посмотрела в никуда, прокрутила в голове день, который был позади, все дни последнего месяца, вспомнила о планах на ближайшие дни и т.д. Я повернулась к нему и сказала, что это сложный вопрос.
Я попыталась ответить на него, просто рассказать, чем занимаюсь в последнее время. Это было так приятно, что этот человек, так же, как и я, всю жизнь на вопрос: "где ты учишься?" отвечал: "дома" и отвечал на все шедшие за этим глупые вопросы, рассказывая, как это точно происходит. Было приятно разговаривать с человеком, которому не надо объяснять, что дома учиться это лучше всего, рассказывать ему о том, как я потом стану "кем-то". Люди всегда спрашивают: "а как же потом? как ты будешь сдавать аттестат зрелости?" Я даже не пугаю их, что может и вовсе не буду его сдавать... После того, как мы поговорили о настоящем, мы стали вспоминать наше детство. Стали вспоминать, как путешествовали вместе, играли, общались, встречались.
После того, как они вышли из автобуса, я долго сидела и вспоминала детство, наши игры. Думала о том, как поднялось моё настроение, как мне приятно, что я такая не одна "сумасшедшая", которая не ходит в школу и не мучается там... Я была очень рада, что встретила их и мне удалось поговорить с ними, и удалось успокоиться, и понять - всё не так плохо.
работа с детьми,
я,
мысли,
из моей жизни,
дневник,
мемуары-воспоминания