Как Ева оказалась мужчиной!

Feb 20, 2016 13:13

"Видимо, я не совсем точно передал мысль ув. Анонима. Речь идет не о том, чтобы нарисовать никакого человека (не имеющего ипостасных идиом), а о том, что в Адаме ипостасные идиомы и есть та форма, которая многообразно повторяется в человечестве"
http://kiprian-sh.livejournal.com/98900.html?thread=4034132#t4034132

Надо полагать и личный грех Адама ( Read more... )

Сущность и ипостась, Криптокатолицизм, Антихалкидонизм, Номинализм vs Православие, Ересь

Leave a comment

olegvm February 22 2016, 07:05:37 UTC
Там нужно учитывать, что это Киприан не свой взгляд пересказывает, а пытается объяснить экзотическую точку зрения "ув. Анонима", сам с ней не солидаризуясь.
Ниже Киприан в итоге высказывается за более традиционный подход:
http://kiprian-sh.livejournal.com/98900.html?thread=4044884#t4044884

Когда Киприан поднимал всю эту тему, он тогда в принципе ее просто не понимал.

Reply

mireader February 22 2016, 10:09:09 UTC
+++Когда Киприан поднимал всю эту тему, он тогда в принципе ее просто не понимал.+++
Я не увидел изменения в понимании, как обобщались в кучу ипостасные особенности с природными, так и обобщаются. Плюс к этому, отцам приписывается номинализм, сформировавшийся в средневековье. С какой-то радости универсалии имеют бытие "Еще раз о трояком способе бытия универсалий.", которое и отождествляется им с сущим. Универсалия это слово, употребляемое к явлениям как вымышленным, так и реальным, но различным как по природе, так и по происхождению. А сущее по отцам - творение Божие - только реальное бытие. Сущность то, что существует и не нуждается для своего существования ни в чем другом.

Reply

olegvm February 22 2016, 10:30:04 UTC
/Плюс к этому, отцам приписывается номинализм/

По крайней мере, этого и, по крайней мере, сейчас я у Киприана не вижу.

Reply

mireader February 22 2016, 10:32:25 UTC
Простите, не понял, чего "этого"? А это (http://kiprian-sh.livejournal.com/347514.html) что? Универсалии - это из номинализма.

Reply

olegvm February 22 2016, 10:41:24 UTC
Номинализмом обычно называют учение о том, что универсалии существуют только в качестве понятий.

В своей рецензии на ИВФ Киприан, действительно, отрицал существование общей природы в вещах, называл ее только понятием и писал, что концепция Филопона о частных сущностях верна, но Филопон неправомерно распространил ее на Троицу. Сейчас Киприан от всего этого отказался.

Reply

mireader February 22 2016, 11:46:00 UTC
+++Номинализмом обычно называют учение о том, что универсалии существуют только в качестве понятий.+++
Я и говорю, учение, утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении.

+++В своей рецензии на ИВФ Киприан, действительно, отрицал существование общей природы в вещах, называл ее только понятием и писал, что концепция Филопона о частных сущностях верна, но Филопон неправомерно распространил ее на Троицу. Сейчас Киприан от всего этого отказался.+++

Я не в силах следить за переменами его мировоззрения. Реагирую только на то с чем столкнулся, в общении, с чем не согласен.

Reply

olegvm February 22 2016, 11:59:19 UTC
Ну, в посте о "трояком способе..." очевидным образом номинализма нет.

Reply

mireader February 22 2016, 13:03:59 UTC
+++Ну, в посте о "трояком способе…" очевидным образом номинализма нет.+++

Универсалии в схоластике общие понятия, идеи, которые, имея самостоятельный смысл, существуют телесно, «до вещей» (Иоанн Скот Эриугена) или «в вещах» (Фома Аквинский), либо же они существуют только в виде умственных построений «после вещей» (Локк) или являются просто «именами вещей», словами (Росцелин, Оккам).
У отцов в двояком, либо бытие есть, либо нет.

Reply

olegvm February 22 2016, 13:22:27 UTC
/либо же они существуют только в виде умственных построений «после вещей» (Локк) или являются просто «именами вещей», словами (Росцелин, Оккам)./

Это и называется номинализмом. Этого "только" в посте Киприана как раз и нет самым очевидным образом.

Reply

mireader February 22 2016, 15:36:19 UTC
Без разницы, "только" это частный случай, в Византийском богословии всего этого не существует. Просто те кто переводят отцов мыслит не как они, но как упомянутые философы. Универсалии возникают у них везде, к чему они приложили руку. Далеко ходить не нужно, достаточно сравнить переводы Амфилохии свт .Фотия Диодором и Алэксандросом, да и просто взглянуть на греческий текст, чтобы убедиться, что святитель Фотий даже не мыслил в категориях универсалий.

Reply

olegvm February 22 2016, 15:48:04 UTC
/"только" это частный случай/

Частный случай чего?

Reply

mireader February 22 2016, 15:50:37 UTC
Там можно и без "только" обойтись, без ущерба для смысла. Последние два можно обобщить в одно. Вот Вам и три способа.

Reply

olegvm February 22 2016, 15:55:12 UTC
Просто тогда это будет не о номинализме, Оккаме и Росцеллине, а, например, о реализме и Фоме Аквинском.

Reply

mireader February 22 2016, 16:07:49 UTC
Ну да, у Фомы в философии универсалии переселились в вещи. А где Вы у православных отцов видели философию, да еще с универсалиями, в смысле отдельное философское учение, подобное латинским философам? В П. богословии от учения "внешних мудрецов" воспринято только полезное, да и то претерпело доработку. Я не припомню, чтобы православные отцы ссылались на латиноязычных авторов живших позднее 5-го века, и то это были святые отцы. Диалектики изложенной св. Иоанном Дамаскиным предостаточно для понимания всего догматического богословия. Это запад так и не поняв глубину богословия Восточной Церкви пошел искать истину не у них, а у все тех же внешних философов. Это на западе бушевали споры об универсалиях. В Восточной Церкви православная философия и православное богословие окончательно сложилась к V веку, св. Иоанн Дамаскин изложил уже всю полноту. Так что, если найдете, приведите ссылки на тексты с упоминанием универсалий у наших отцов того же времени ( ... )

Reply

mireader February 23 2016, 05:50:44 UTC
+++Ну, в посте о "трояком способе…" очевидным образом номинализма нет.+++

Изините, Олег, но достаточно заглянуть в словари, на предмет "умеренный реализм", чтобы увидеть что томизм не расстался с номинализмом. Извините, скопипастю из словаря, чтобы Вы это сравнили с тем, что пишут Киприан и Аноним:

"Фома Аквинский в споре об универсалиях пошел по стопам своего деда Альберта Великого, избрав средний путь умеренного реализма, которому учил Аристотель. Он признает, что общее не имеет отдельного бытия, что «общих сущностей» нет, и что индивидуальные отличия предметов и составляют их природу; общее существует в предметах и разум извлекает его из них; однако в ином смысле Фома Аквинский не отвергает общее, поскольку идеи могут быть рассматриваемы как мысли Божества и деятельность их опосредствованно проявляется в предметном мире. Таким образом, Фома Аквинский признает троякого рода универсалии: ante res (до вещей) - поскольку они суть мысли Бога, in rebus (в вещах) - поскольку они составляют общую сущность вещей, и post res (после вещей ( ... )

Reply


Leave a comment

Up