Высокоумие , страстной болезнующий гордостью ум.
Прямо о мне 🤐😭.
Гордость, тщеславие .
В отношении богоуподобления и спасения даже и чрезвычайно активная умственная деятельность бывает бесплодной, но бывает и вредной.
Как правило в основе высокоумия лежат: гордость и тщеславие. Поэтому высокоумие бывает сопряжено с кичливостью, пафосностью, стремлением выказать интеллектуальное превосходство (над оппонентами, собеседниками, слушателями и т. д.).
Как склонность или действие, направленное на превозношение, высокоумие, конечно же, не может быть оценено иначе, кроме как грех или (что хуже) греховная страсть.
Жёсткость оценки можно ещё и усилить: поскольку тщеславию свойственно искать проявления и признания, постольку высокоумные люди нередко стремятся умничать даже там, где их об этом не просят и где это совершенно неуместно - вступая в бессмысленные споры, раздувая дискуссии из ничего и пр. От этого могут происходить распри и раздоры. Разве (по крайней мере в отдельных случаях) это поведение не может подпасть под осуждение Божье?
* * *
Высокомудрен тот, кто сам себя возвышает, высоко думает о собственных своих заслугах, превозносится, подобно известному фарисею (Лк. 18, 11), и не ставит себя в ряд со смиренными... (свт. Василий Великий, 9, 204).
* * *
Из чего видимо бывает высокоумие? Из того, что оно не подчиняется, что оно непослушно, непокорно, водится собственным своим помыслом (прп. Ефрем Сирин, 30, 547-548)
* * *
Праведно гнев посещает высокомудрствующий о себе ум, т. е. оставление его, или попущение ему потерпеть нападки от демонов и в деятельности и в умствовании; чтоб он пришел чрез это в чувство естественной своей немощности и в сознание покрывающей его и все доброе в нем совершающей Божией силы и благодати, и смирил себя, далеко отревая от себя неестественную и чуждую ему высимость, дабы иначе не нашел на него другой гнев, - гнев отъятия ниспосланных прежде даров (прп. Максим Исповедник, 91, 273).
* * *
Берегитесь помыслить о себе нечто высокое, за это благодать Божия лишает своей помощи и предаемся страстям и духам в наказание (прп. Макарий, 20).