Йога была верифицирована, скоординирована и систематизирована Патанджали в его классическом труде “ЙОГА СУТРЫ”, состоящем из 185 сжатых афоризмов. Основная заслуга Патанджали состоит не только в том, что он систематизиировал в рациональной форме различные методы Йоги, но и в том, что он сформулировал концепцию “восьмиступенчатого Пути”. Возможно автором ее был не сам Патанджали и он лишь записал более ранние наставления, но здесь это не принципиально. Концепция “восьмиступенчатого пути” отражает логическую последовательность ступеней практики, позволяющей практикующим достичь высших уровней физического и духовного развития. Эта последовательность ступеней йогической практики описывается вкратце следующей схемой:
1. ЯМА -
http://www.ananda.ru/Yama-Niyama.htm 2. НИЯМА -
http://www.ananda.ru/Yama-Niyama.htm 3. АСАНА - позы, определенные положения тела, которые развивают гибкость и влияют на работу внутренних органов, улучшая их функции, что в свою очередь влияет на психическое состояние практикующих.(одно из переводов асаны - ужобное положение тела - поза в которой неизменно можно оставаться не менее трёх часов)
4. ПРАНАЯМА - упражнения, позволяющие контролировать дыхание. Выполняя пранаямы, йог накапливает солнечную энергию внутри организма. Это позволяет ему не только избавиться от болезней, но и пробудить мистическую силу -кундалини. Сила эта начинает двигаться из копчика и поднимается вверх по позвоночнику, пробуждая в свою очередь энергетические центры ( чакры ), влияющие на психическую деятельность человека.
Пранаяма переводится как управление энергией...это не обязательно дыхательные упражнения.
5. ПРАТЬЯХАРА - направление луча сознания внутрь, отключение от ненужных и отвлекающих ощущений и раздражителей. Отключение пяти телефонов чувств. Тот кто овладел пратьяхарой не услышит даже пушечного взрыва рядом с собой.
6. ДХАРАНА - концентрация, искусство сосредотачивать свои мысли и чувства, способность направлять поток энергии в определенный участок тела.(в аджну)
7. ДХЬЯНА - медитация, размышление о Боге, способность в ненасильственном бездыханном состоянии не мыслить и не чувствовать.
8. САМАДХИ - высшие ступени Йоги - экстаз, озарение, просветление. Высшая ступень просветления - освобождение от иллюзий двойственного внешнего восприятия Мира - окончательное Освобождение и выход из круговорота перевоплощений ( САНСАРЫ ).
Корнем дерева Йоги является ЯМА, которая заключается в принципах ненасилия, правдивости, неприсвоения чужого, конроля энергии и нестяжательства. Яма налаживает работу органов действия. Затем идет ствол, который сравнивается с принципами НИЯМА : чистота, удовлетворенность, духовная устремленность, самоизучение и самоотдача себя Господу. Нияма оттачивает восприятие и органы чувств. От ствола дерева отходят АСАНАЫ, приводящие физические и физиологические функции тела в гармонию. Асаны орошают каждую клетку тела обильным притоком крови. Листья соответствуют ПРАНАЯМЕ - науке о дыхании, которая связывает макрокосмос с микрокосмосом. Пранаяма приводит в порядок энергетические каналы. Кора соответствует ПРАТЬЯХАРЕ, представляющей собой движение чувств к внутренней сути. Пратьяхара контролирует ум и очищает от примесей. Сок дерева, который переносит энергию во внутреннем путешествии есть - ДХАРАНА - концентрация. Дхарана снимает завесу, которая скрывает тонкие планы.ДХЬЯНА - медитация - это цветок дерева Йоги. Дхьяна объединяет реки рассудка и сознания вместе и впадает в море души, сияющей во всем своем величии. Наконец, когда цветок превращается в плод, наступает САМАДХИ. Для того, чтобы испытать блаженство вкушения плодов дерева Йоги, необходимо внимательно следовать различным ее ступеням.