Все минувшие дни из обычно спокойной Румынии приходило много новостей, крайне напоминающих «оранжевый» сценарий. Демонстрации, масса людей на улицах, протесты, требования.
Казалось бы - какое дело нам до происходящего в Румынии? Страна член ЕС - пусть в Брюсселе там и разбираются.
Какое отношение это имеет к нам?
Самое, что ни на есть прямое. Именно поэтому произошедшее в Румынии для России очень важно и правильное понимание происходящего может сильно помочь государственническо-патриотической части российской власти. Сорвав при этом планы либерального блока.
Начнем с сути: что же произошло в Румынии?
Правительство под руководством Сорина Гриндяну вдруг решило принять два документа. Первый из них - проект о внесении изменений в уголовный кодекс с целью декриминализации ряда статей. Второй - амнистия осужденным за ряд нетяжких преступлений.
И тут разразилась буря.
Дело в том, что декриминализация «ряда статей» УК касалась целого ряда коррупционных преступлений. Превышение чиновниками своих полномочий и злоупотребление властью теперь не должно было караться так строго, как это было раньше. А к тем из коррупционеров, которые нанесли ущерб государству на сумму менее чем 44 тысяч евро, уголовные дела вообще не должны будут открываться. Помимо этого резко сокращался срок давности, в течение которого можно было рассказать о коррупционном преступлении, при этом амнистия, для сообщивших о нем, фактически отменялась, что сводило на нет смысл такого сообщения. Для полноты картины добавим, что планируемая правительством амнистия касалась целого ряда коррупционных преступлений, но для приличия была «завернута» в желание разгрузить переполненные тюрьмы.
Реакцию общества на такие «проекты» было несложно предсказать: в день, когда они были опубликованы, 18 января 2017 года сразу начались протесты. Которые сразу начали разрастаться, используя всю атрибутику «оранжевых» технологий: широкое использование социальных сетей и любимую тему всех «цветных переворотов» - борьбу с ворами и коррупционерами. В ситуации Румынии повод для демонстраций был практически идеальным: так грубо облегчить участь коррупционеров и выпустить уже посаженных ещё никто не пытался.
Если в первые дни счет протестующим шел на тысячи, то после активного подключения к теме «независимых» мировых и местных СМИ, на улицы вышли сначала десятки, а потом и сотни тысяч человек.
31 января на своем заседании правительство Румынии приняло оба проекта постановлений: о помиловании осуждённых по нескольким статьям уголовного кодекса и о внесении изменений в уголовный кодекс с целью декриминализации ряда статей и переформулирования понятий «конфликт интересов» и «превышение полномочий».
К вечеру 1 февраля перед зданием правительства в Бухаресте собралось более 100 тыс. человек, массовые митинги прошли во многих других городах страны. В тот же день к осуждению румынского правительства подключились и структуры ЕС, которые до этого почему-то ничего не замечали и не знали, хотя ограниченность властей стран объединенной Европы, вынужденных согласовывать каждый чих с Брюсселем давно стало общим местом. К вечеру 3 февраля на улицах Румынии стояли уже 300 тыс. недовольных граждан, а кое-где произошли даже стычки с полицией. В этот же день
уполномоченный по правам человека в Румынии Виктор Чорбя подал иск в Конституционный суд о признании двух постановлений правительства неконституционными.
В итоге, 5 февраля правительство приняло решение об отмене двух постановлений, вызвавших массовые протесты. Но манифестантов это не остановило и спустя неделю Румынию сотрясают мощные митинги, на которых люди требуют отставки правительства, смены власти, которая пыталась дать поблажку коррупционерам. Протестующие несут плакаты с надписями «Мы не признаем законы, выпущенные бандитами» и «
В отставку!». Есть все основания полагать, что эта мощная волна протестов и приведет к смене правительства.
А теперь вернемся к вопросу, почему все произошедшее в Румынии, так важно и актуально для нас.
Сейчас поймете.
Дело в том, что министерство юстиции в Правительстве Д.А. Медведева подготовило законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования вопросов противодействия коррупции».
Московское бюро по правам человека, понятно «на какую страну работающее» сообщает об этом так: «Федеральный закон может быть дополнен поправкой: за коррупционные деяния, совершенные лицами, замещающими госдолжности РФ и её субъектов, документ предусматривает такую меру ответственности дисциплинарного характера, как предупреждение.
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что применение данной меры станет возможным, если будет «сделан вывод о малозначительности совершенного деяния (действий, бездействия), а также, если данное лицо ранее не подвергалось дисциплинарному взысканию». Предупреждение будет выноситься «уполномоченным подразделением администрации президента» по итогам соответствующей проверки.
Закон распространяется на чиновников первого ряда: генпрокурора, глав Центризбиркома и Центробанка, председателей Верховного и Конституционного судов, секретаря Совета безопасности, председателя Следственного комитета, бизнес-омбудсмена, спикеров Совета Федерации и Госдумы. Кроме того, поправки предполагают учреждение нового органа - специальной комиссии из представителей законодательной, исполнительной и судебной властей, положение о комиссии и её состав утвердит глава государства.
Напомним, что в настоящее время российское законодательство предполагает «увольнение (освобождение от должности) в связи с утратой доверия». Таким образом, законопроект Минюста фактически
минимизирует ответственность для коррупционеров».
Это, оказывается, в том числе и
поправки (дополнения) в статью 13 федерального Закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Вот этот законопроект - он подготовлен правительством, но в Госдуму
пока не внесен:
В пояснительной записке к нему мы можем прочитать следующее: «В настоящее время Федеральным
законом для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, за коррупционные правонарушения установлена такая мера ответственности дисциплинарного характера, как увольнение (освобождение от должности) в связи с утратой доверия. Иных мер ответственности дисциплинарного характера не предусмотрено.
В связи с этим
законопроектом предлагается предусмотреть в Федеральном
законе для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, такую меру ответственности дисциплинарного характера за коррупционные правонарушения, как предупреждение в случае малозначительности совершенного таким лицом деяния (действий, бездействия), а также если данное лицо ранее не подвергалось
дисциплинарному взысканию».
Просто вдумайтесь: за коррупционные правонарушения … предупреждение, по решению проверяющей комиссии!
А теперь вспомним Румынию, где уже «откатана» реакция «гражданского общества» на попытку «покрывать коррупционеров». Причем «откатана» по классической схеме:
- небольшие демонстрации;
- накаление страстей путем подключения общественных авторитетов и масс-медиа;
- массовые митинги, на которых лозунги отмены проектов сменяются лозунгами ухода в отставку;
- отмена возмущающих народ постановлений.
А теперь ещё раз посмотрим на законопроект, подготовленный Правительством Д.А. Медведева и посмотрим, чья подпись должна в итоге стоять под этим документом - подпись Президента. Вспомним, что в 2018 году у нас как раз президентские выборы. А значит повод для протестов российской Пятой колонне подготовлен отличный. Они как раз изнывают в отсутствии тем: то они дальнобойщики, теперь все они полюбили музей «Исаакиевский собор». Борьба «с жуликами и ворами», тема противодействия коррупции для них просто «золотая жила». Раз румыны смогли, что гражданское общество России не сможет отменить вредные постановления?!
Вспомните 2011-2012 год - белоленточники тогда под любым соусом должны были раскачать ситуацию, чтобы не допустить в итоге нового президентского срока Путина. Тогда использовали тему выборов, сегодня они с удовольствием подхватят тему «борьбы с коррупцией и теми кто её покрывает».
Вот только вопрос: а тот, кто на фоне «тренировочного» и показательного раскачивания ситуации в Румынии, собирается вносить в Госдуму вполне себе провокационный проект, он «ничего не понимает»? Или все идет по определенному плану, который в последнее время прослеживается в
действиях правительства? Которое раз за разом принимает будоражащие общественность решения: начиная от очередной волны приватизации, и заканчивая ростом
коммунальных тарифов и принятия
ювенальных законов.
Чтобы как в 2011-2012 гг. не допустить прихода Путина на очередной президентский срок.
Потому, что в случае раскручивания Пятой колонной темы коррупции, власть попадает в очень непростую ситуацию. Поддашься на давление - отменишь закон, и воодушевленная «оппозиция» выдвинет новые уже чисто политические требования отставки и «смены власти». Не поддашься на давление по «цветному сценарию», в перечне которого есть и массовые беспорядки и попытки организовать «жертвы кровавого режима», ты «показал всему миру», что в России «демократия не работает». В любом случае огромные репутационные издержки и возможность для геополитических противников России играть на этой доске дальше, вплоть до дня голосования президентских выборов?
Вот такие мысли возникают при анализе ситуации в Румынии и законопроекта правительства Д.А. Медведева.
Источник