Этот маленький остров со знаменитой палладианской базиликой находится прямо напротив площади Сан Марко. Когда-то он назывался Кипарисовым из-за буйной растительности, но в X веке тогдашний дож пожаловал эти земли своему родственнику Джованни Морозини для устройства там бенедиктинского монастыря, и монахи его застроили.
Главный собор несколько раз перестраивался, в XVI веке строительство было поручено
Андреа Палладио, который не успел его закончить, и дело опять продолжил его верный ученик
Винченцо Скамоцци. Фасадные работы завершил другой архитектор, Симоне Сорелла, но опирался он на чертежи Палладио, что было отдельно оговорено в его контракте.
Наполеон, по своему обыкновению, выгнал монахов и устроил тут военные склады. Потом здания стояли заброшенные, вплоть до середины XX века, когда наконец здесь провели реставрацию. На остров вселился культурный
фонд Джорджо Чини. Последняя реставрация, с использованием современных научных достижений,
организовывалась в 2000 году.
Кампанила высотой 75 метров тоже была восстановлена после разрушения (которое случилось в 1774 году) и по стилю близка колокольне Сан Марко, только поскромнее и пониже. Некоторые туристы обожают панорамы, таким можно посоветовать подняться на колокольню, оттуда открывается лучший вид на "сердце" Венеции, однако я не любительница взбираться на верхотуры, да и панорамных снимков обычно не делаю, поэтому в этом посте видов с птичьего полета не будет.
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 24-105 f/4L IS USM.
Сан Джорджо Маджоре фотографируют абсолютно все туристы, особенно на закате.
До острова можно добраться на вапоретто (специальный маршрут с набережной Скьявони).
Фасад базилики выложен белым истрийским камнем, традиционным для Венеции,
сам же объем базилики (она трехнефная) - из красного кирпича.
Главный фронтон со статуями Христа и Архангелов опирается на массивные высокие полуколонны, по бокам ниже - еще две статуи, свв. Георгия и Стефана (их видно на предыдущем кадре), установленные на полуфронтонах, открывающих боковые нефы. Главный портик, таким образом, "разрывает" нижний фронтон, у которого свой ордер. Сейчас-то мы привыкли к таким решениям, но тогда все это оформление было новаторским (вернее, возрождением античных архитектурных приемов).
Интерьер впечатляет строгостью, ритмичной организацией и освещенностью пространства.
Внутри мы видим такие же трехчетвертные круглые полуколонны, как на фасаде,
а также прямоугольные пилястры коринфского ордера,
которые в конце концов объединяются под знаком композитного ордера,
становясь сдвоенными и удерживая главный купол.
Росписи в куполе и вообще в соборе отсутствуют, и это позволяет не отвлекаться,
по достоинству оценив гармоничное членение пространства.
Особенное внимание привлекает алтарь и орган.
Орган был создан в 1750 г., восстановлен в 1887 г.
Алтарная скульптурная композиция выполнена из бронзы,
автор -
Антонио Вассилачи (вернее, Василакис - грек, ученик Веронезе).
Как нетрудно догадаться, золотая сфера символизирует мир,
центральная фигура - Господь Бог, земной шар поддерживают четыре "атланта"-евангелиста.
Пластика очень завораживающая, я долго разглядывала статуи.
Мне нравится особенно этот ракурс:
Резные деревянные хоры великолепны, подробности уж не показываю...
Лучше покажу деталь решетки:
Наиболее знаменитые картины в соборе принадлежат кисти Тинторетто, но когда я посещала храм, они были, видимо, на выставке, а места, на которых они висят обычно, были закрыты фиолетовыми занавесками. Я в таких случаях не расстраиваюсь, потому что изучать живопись одновременно с архитектурой достаточно утомительно, а еще атмосфера Венеции не располагает к созерцанию в интерьере огромных темных полотен на религиозные сюжеты, в этом уникальном городе хочется простора, пейзажей, водных прогулок, свежего ветра, закатов и других романтических вещей. Побывав в Венеции два раза, я так и не смогла себя заставить пойти осматривать живопись, даже в Галерее Академии я не была, для таких целей нужно ехать специально, когда основные внешние маршруты уже исследованы.
Если бы я знала, что на кампанилу можно попасть не только по лестнице,
но и на лифте, я бы, пожалуй, и поднялась, но при посещении я даже проверять не стала.
Вышла наружу и немного прогулялась по набережной.
Это купол собора с другой стороны, со двора.
На острове есть небольшой маяк:
На пристани - много частных яхт и других судов.
Снимать Дворец дожей отсюда лучше всего.
Если
приехать на остров в выходные с 10 до 17 ч.,
то можно без записи попасть во внутренний двор бывшего монастыря, посетить здания,
которые сейчас занимает фонд Чини. Я была в будний день, поэтому туда не попала.
Ну и еще разок Сан Джорджо на закате: