Этот монастырь - один из самых великолепных архитектурных ансамблей Европы. Его название (Чертоза) - собирательное, происходит от "Chartreuse" (лат. Cartusia) - названия горного массива Шартрёз во Франции, возле которого еще в XI веке был основан орден
картезианцев и устроена
одноименная обитель. Построен этот итальянский монастырь был по приказу знаменитого итальянского правителя - герцога миланского
Джованни Галеаццо Висконти III во исполнение обета, данного им и его женой Екатериной Висконти Деве Марии (если родится наследник, построить роскошный картезианский монастырь и дать мальчику второе имя "Мария"). (Эта супружеская пара так хотела мальчика, что даже начала строить огромный
миланский собор, чтобы задобрить небеса). К строительству, которое началось в 1396 году, были привлечены мастера, возводившие миланский собор, и начаты работы были в готическом стиле, но, как всегда, строительство велось долго, продолжили его другие выдающиеся миланские герцоги - Сфорца (потомки Висконти), а именно -
Франческо Сфорца и его сын
Лодовико, прозванный Моро. Соответственно, очень много в соборе от архитектурных традиций Ренессанса.
Одним из основных архитекторов Чертозы близ Павии был Джунифорте Солари (отец Пьетро Антонио Солари, архитектора Грановитой палаты и башен нашего Кремля), зодчий миланского собора и церкви Санта Мария делле Грацие, в трапезной которой Леонардо экспериментировал со своей "Тайной вечерей". Среди многих других мастеров нужно особенно отметить
Джованни Антонио Амадео, благодаря чьему таланту скульптора фасад храма Чертозы столь впечатляюще и затейливо украшен, а также живописцев
Винченцо Фоппа и
Амброджио Бергоньоне, которые украсили интерьер храма своими запоминающимися работами.
Своей красотой и эклектичностью, причем на редкость удачной, павийская Чертоза вызвала у меня ассоциации с другой жемчужиной северной Италии -
венецианским собором Сан Марко, хотя, конечно, это совершенно разные памятники архитектуры.
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 24-105 f/4L IS USM.
Освящение храма Чертозы провели в 1497 году, но отделкой продолжали заниматься еще несколько лет.
Прежде всего, конечно, хочется рассмотреть великолепный фасад из различных пород мрамора.
На консолях - скульптуры святых (в том числе св.
Бруно Кёльнского, основателя ордена
картезианцев), ангелов, символические изображения добродетелей.
Рассматривать мраморную резьбу, интарсии,
искусные рельефы и скульптуры можно бесконечно долго.
Резьбой и рельефами покрыта практически вся поверхность, однако впечатления перегруженности
не создается, так как архитектурные элементы фасада удачно сбалансированы.
Портал создал скульптор Бенедетто Бриоско по эскизам Дж.А. Амадео и Дж.Дж. Дольчебуоно.
Такая искусная работа по камню уже сама по себе превращает этот храм в шедевр
эпохи Ренессанса, который можно уподобить прекрасной каменной шкатулке.
Интересной особенностью украшения фасада является наличие в нижнем ярусе рельефных медальонов с изображениями римских императоров, некоторые из которых были жестокими гонителями христиан (тот же Нерон, например). Они расположены в самом низу, у подножия, к сожалению, я их не сняла, хотя эти маленькие медальончики тоже, вероятно, с портретами итальянских властителей.
Возможно, царь Давид:
Сюжеты из священной истории перемежаются сюжетами из греко-римской мифологии. Однако никого все эти противоречия не смущают, мы же в Италии - колыбели европейской цивилизации, где многие века и даже тысячелетия бурлит культурная жизнь.
Самые искусные рельефы расположены на стенах портала.
Этот повествует о закладке первого камня.
Говорят, фигура герцога имеет с Джан Галеаццо Третьим портретное сходство.
А это, возможно, кто-то из пророков.
Жаль, не купила я путеводителя по монастырю, вдруг там есть подробное описание...
Какая-то похоронная процессия... По идее, из истории монастыря.
Так вот, как я написала выше, храм Чертозы подобен филигранной шкатулке. А что предполагает шкатулка? Правильно, драгоценности! Чертоза полностью оправдывает это сравнение, самое интересное - внутри. Однако здесь посетителей ожидает "капля дёгтя" - внутри фотографировать запрещено! Причем совершенно непонятно, почему. (Но лучше не буду развивать эту тему, подобные запреты всегда сильно выводят меня из себя). Хорошо еще, что я не сразу узнала о запрете и несколько кадров мне удалось сделать.
Готические своды богато расписаны: глубокий синий оттенок "небосвода" украшают
золотые звезды, нервюры обрамляют растительные и геометрические узоры...
Фрески купола:
По периметру храма расставлены скульптуры, большинство из которых выполнено весьма умело.
Апостолы, папы, святые...
В трансепте и алтаре поснимать не удалось. А там чего только нет: и надгробие Висконти (Джан Галеаццо Третий похоронен здесь), и потрясающая фреска в конхе с изображением Богоматери и герцогов миланских на пронзительно голубом фоне (
ее фото можно рассмотреть в Википедии), и
необыкновенные деревянные хоры, и ризница, и рельефы, и статуи, и картины других мастеров Возрождения и более поздних эпох. И это при том, что многие произведения искусства, ранее находившиеся в монастыре, сейчас разбросаны по разным музеям и частным собраниям мира. В левой части трансепта - надгробие в виде
двух беломраморных фигур, спокойно и прямо лежащих на каменной супружеской постели. Это Лодовико Сфорца и его обожаемая жена, умершая в раннем возрасте, -
Беатриче д'Эсте, младшая сестра знаменитой
примадонны итальянского Ренессанса.
Однако это еще не все сокровища Чертозы. Вместе с монахом-экскурсоводом можно попасть в другие части комплекса. Монастырь задумывался как картезианский, а этот католический монашеский орден предполагает уединение каждого из братьев и обет молчания. В пору расцвета здесь жили двадцать четыре монаха. Всего лишь, да! У каждого монаха была своя келья (трехкомнатная!) с собственным небольшим двориком, вот таким:
В стене каждой из келий до сих пор есть отверстие с деревянной полочкой-вертушкой, с помощью которой миска с едой оказывалась в комнате, чтобы не нарушать покой брата-молчальника. Разговаривать разрешалось только во время общих прогулок или выходов за пределы монастыря по какому-либо поручению. К храму примыкает малый двор с цветником, в нем небольшой фонтанчик работы Дж.А. Амадео. Отсюда открывается прекрасный вид на купол собора и кирпичные террасы с полукруглыми арками, тонкими колонками, изящными башенками, черепицей и прочим декором.
Над терракотовыми рельефами и орнаментами постарался мастер из Кремоны
Ринальдо де Стаурис в сотрудничестве с братьями Кристофоро и Антонио Монтегацца.
Из малого двора переходим в большой, куда выходят монашеские кельи.
Каждый домик - это и есть одна келья, состоящая из трех маленьких помещений.
Интересно, что сейчас монастырь принадлежит другому католическому ордену -
цистерцианцам.
А цистерцианцы не приемлют богатого убранства, по крайней мере декларируют это, хотя так же,
как и картезианцы, ведут созерцательный образ жизни и занимаются научной деятельностью.
Однако в былые времена это был очень богатый и влиятельный орден.
Напоследок - росписи вестибюля при выходе с территории Чертозы,
работы Бернардо де Росси 1508 года.
Счастливого пути на м желает странная какая-то птичка,
больше похожая на летающую змею. :)
Ну а на память об этом чудесном месте в монастырской лавке можно купить ликёр "шартрёз" (крепость желтого "шартрёза" аж 90°! по сути, это спирт, настоенный на лимонной цедре), мёд, мармелад, лечебную настойку и другие сувениры.