Пока кадры из поездки по Дании в обработке, предлагаю полюбоваться знаменитыми скульптурами из
Наумбургского собора св.апп. Петра и Павла, изображающими донаторов (жертвователей). Когда мы осматривали собор, часть скульптур была в лесах, в том числе эта, самая известная, удивительная своей пластикой и выразительностью застывших в камне черт - графиня Ута фон Балленштедт, жена майсенского маркграфа Эккехарда II. Поразительно, как подобные скульптуры, столь искусно и тонко психологически решенные, обладающие яркой индивидуальностью, могли быть созданы в XIII веке. Этот пример в очередной раз опровергает когда-то популярный миф о "тёмном Средневековье". Имя мастера, к сожалению, история не сохранила, но искусствоведы приписывают его авторство также скульптурному декору соборов в Реймсе, Амьене, Майнце и других городах Европы. Вряд ли в этих каменных ликах есть портретное сходство, так как прототипы умерли за полтора столетия до того, как появились эти фигуры, но это совершенно неважно. Эти статуи за время их существования сформировали в умах потомков образ средневековой женской красоты, мужской доблести и аристократии в целом. Особенно прославилась Ута, в том числе в поп-культуре, например, Дисней увидел в ней черты
королевы из "Белоснежки", что лично мне странно - я вижу в Уте только беззащитность, отстраненность и гордость одиночества, а еще, по-моему, у нее болит зуб. :) Продолжает Ута вдохновлять художников
до сих пор. А Умберто Эко, когда его спросили о его пристрастиях в женской красоте,
выбрал из всех произведений искусства именно Уту: "Если мне представилась бы возможность пойти на свидание с каким-нибудь женским персонажем из истории искусства, я бы выбрал маркграфиню Уту из Наумбурга - статую, украшающую собор этого города".
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 24-105 f/4L IS USM,
Canon EF 70-200 f 4L IS USM, телеконвертер Canon Extender EF 1.4x II.
Алтарь собора:
Всего фигур донаторов двенадцать.
Как я уже сказала, некоторые из них были закрыты реставрационными лесами,
поэтому показываю не всех. Это мямля Герман и хохотушка Реглинда
(я уверена, что она ему изменяла! :))
Реглинда поближе, с другого ракурса:
Ее муж Герман (брат Эккехарда):
Алчный обжора Тимо фон Кистеритц:
Осторожный Дитмар:
Феодал Конрад (эта фигура, вероятно, не принадлежала резцу наумбургского мастера):
Умная и образованная Гербург:
Витая лесенка (хотела снять ее более подробно,
но в это время в собор вошла группа стариков-инвалидов,
которые своими палками и колясками заполнили все пространство,
мне пришлось ретироваться):
Еще в соборе есть интересные перила из металла,
установленные совсем недавно.
На перилах разные фигурки, вот епископ ползет вверх, к раю:
А это, возможно, аллегория богатого человека,
пытающегося пройти в Царствие Божие сквозь игольное ушко:
Этот бедняга устал, заснул. Но вверху у него - камень,
может быть, это символика Сизифова труда?
Козлик на фоне каменного декора:
Наконец, последний кадр из Наумбургского собора.
Ангел получился зловещим...