Объемы работы по обработке архитектурных кадров, сделанных во время сентябрьского путешествия по Европе, меня ужасают, поэтому я решила пойти по лёгкому пути. Сначала покажу кое-что занимательное из других видов искусства, встретившееся в поездке. Во французском городе
Бон (
Beaune) есть музей (
бывший госпиталь), знаменитый прежде всего благодаря находящемуся там
алтарю работы Рогира ван дер Вейдена. Алтарь прекрасен, но сейчас речь не о нем. В том же зале находится роскошная шпалера в стиле "мильфлёр" на сюжет из жития одного католического святого. В кратенькой сопроводиловке по музею на русском языке написана какая-то глупость: "По своей технике и цветовой гамме полотно напоминает знаменитую “Даму в Ликорне” ("Dame à la Licorne") XVI века,
хранящуюся в Музее Клюни. Согласно этой легенде, надменный Элой (святой Элой) отрубил ногу своей лошади, чтобы быстрее ее подковать, и потом не смог установить ее на место". Уж не знаю, из-за чего эти ошибки, надеюсь, из-за электронного переводчика. Во-первых, название серии шпалер Dame à la Licorne переводится как "Дама и единорог", во-вторых, создана эта серия не в XVI, а в конце XV века (скорее всего, в 1480-х годах), в-третьих, этот гобелен из госпиталя если и напоминает тапестри из Клюни, то никак не цветовой гаммой (все шесть полотнищ с единорогом вытканы на красном фоне), наконец, комментарий по поводу события и вовсе противоречит сам себе. Если святой, то почему надменный? И что это за святой, которому не удалось чудо?
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 24-105 f/4L IS USM.
Главная часть шпалеры выглядит вот так:
Целиком полотно
можно посмотреть на Фликре.
Изображенный здесь святой -
Элигий или (на французский манер) Элуа, живший в VII веке. Особо почитаем он на территории Фландрии (то есть, во Франции, Бельгии и Голландии) и в Каталонии. В юности он сначала работал в кузнице, потом был отдан родителями на обучение ювелирному делу в Лиможе, а затем уехал совершенствоваться в Париж к известному мастеру Аббо. Через некоторое время его мастерство стало столь высоко оцениваться, что он получил королевский заказ на изготовление трона. Вместо одного трона из присланным королем
Хлотарем II материалов Элигий сделал два, что свидетельствовало в первую очередь о его честности и профессионализме. Король был так поражен этим обстоятельством (и красотой изделий, естественно), что назначил Элигия своим придворным ювелиром. Также Элигий возглавил королевский монетный двор, руководил чеканкой монет в Париже, Марселе и Арле (до наших дней даже
дошли монеты с его именем). Поэтому Элуа считается покровителем не только ювелиров,
но и нумизматов.
"Святой Элигий в своей мастерской" (ок. 1450). Гравюра
"мастера Валаама". 115 x 185 мм.
Рейксмюзеум (Государственный музей Нидерландов в Амстердаме).
С новым королем -
Дагобертом I - святой подружился еще больше, тот доверил ему свою казну, сделав министром финансов. Свое влияние при королевском дворе Элигий регулярно употреблял на устроение новых монастырей, церквей, больниц и богаделен, раздавал деньги и свое собственное имущество бедным. А свое мастерство ювелира Элуа применял, украшая раки для мощей святых. Во время правления третьего по счету короля (
Хлодвига II) Элигий принял сан епископа
Нуайона и
Турне и занялся активной пастырской и миссионерской деятельностью. Скончался святой приблизительно в 659 году, его тело жители Нуайона оставили у себя, а главу, по настоянию регентши Батильды, вдовы Хлодвига II, которая очень почитала Элигия, отдали в
аббатство г. Шелле (Chelles), где Батильда стала вскоре настоятельницей (а после своей смерти - тоже провозглашена святой). Память святого Элигия (Элуа) Католическая Церковь отмечает 1 декабря.
Эпизод жития этого святого, изображенный на шпалере, передается в разных вариантах, перескажу один из них, самый любопытный. Однажды Элуа много работал в своей кузнице и очень устал. Вдруг в кузницу вошел путник, по виду тоже кузнец, и попросил подковать его коня. Несмотря на усталось, Элуа согласился, но попросил ему подсобить. Путник стал помогать, но весьма оригинально: поочередно начал отрезать у своего коня ноги, ставить на каждую по новой подкове, а потом возвращать на место с молитвой. Конь все это время стоял спокойно и неподвижно. И только когда этот странный кузнец ушел, Элуа понял, что это был Христос. Есть также немного другая версия мастер-класса, который получил Элигий от Христа, в ней святой научается смирению, потому что у него с первого раза не получается повторить фокус с отрезанием ноги и возвратом ее на место. В некоторых вариантах жития упоминается, что конь был одержим дьяволом, поэтому нормально подковать его было невозможно (он брыкался), а посетителем кузницы Элигия якобы был сам сатана.
Так что чудо, описанное на шпалере из госпиталя в Боне, самое настоящее. :) Каждый год оно вспоминается католиками, когда верующие устраивают в честь святого Элуа паломничество лошадей (вот, например,
красочный фотоотчет с подобного мероприятия).
Святой Элигий был очень популярен на протяжении всего Средневековья, особенно во Франции, Нидерландах и северной Германии. Его образ достаточно часто встречается в искусстве. Святого рисовали
Таддео Гадди (
ученик Джотто, теперь эта картина хранится в Прадо),
Гаэтано Гандольфи (
работа в Лувре),
Петрус Кристус (ученик ван Эйка,
в музее Метрополитен),
Доменичино (в музее Северной Каролины),
Никлаус Мануэль (
в Художественной галерее Берна),
Ханс Лой Старший (в музее Цюриха),
Боттичелли (в Уффици) и
Рубенс (в
соборе Антверпенской Богоматери). Чудо св. Элигия с конем не раз становилось сюжетом икон,
картин,
фресок и
миниатюр.
В том же зале висит еще один гобелен, на нем изображен
прп. Антоний Великий. В католической традиции его принято изображать с колокольчиком в руке, у ног святого - поросенок, так как
антониты (госпитальеры прп. Антония) собирали милостыню, привлекая внимание звоном колокольчика, а еще им было разрешено держать свиней. Надпись Seulle ("единственная") на гобелене - это девиз
Николя Ролена, основателя госпиталя, обращенный к его жене по имени Guigone de Salins.
В том же городе Боне есть романо-готическая
базилика Нотр-Дам, где в алтаре выставлены шпалеры XV века. Пространство очень красивое:
Шпалеры расположены по кругу. Сюжеты богородичные, легко узнаваемые, я даже комментировать их не буду.
Ну и "на закуску" два бонуса. В
Дижоне в музее герцогского дворца встретился такой вот милашка (естественно, в "Рождестве Христовом"):
А надгробия герцогов Бургундских охраняют симпатичные львы. Один даже высунул язык от усердия:
Использованные материалы:
Избранные жития святых, в Европейских землях просиявших. С-Я. М.: 2009.
Источники на английском:
_1_,
_2_,
_3_,
_4_,
_5_,
_6_.
Википедия (куда ж без нее, родимой).