Интересная
статья на ArtInvestment.ru:
"Большинство из вас наверняка хоть раз в жизни держали в руках каталог сборной мебели IKEA. Между прочим, годовой тираж этого издания (175 миллионов экземпляров!) является одним из самых высоких в мире, - оно опережает даже Библию. Почти каждый год в мире открываются новые магазины IKEA; бизнесу компании не помешал даже тот факт, что ее основатель в юные годы поддерживал нацистов. Конечно же, искусство не могло остаться в стороне от этого феномена.
В 1996 году куратор прошлогодней Венецианской биеннале Даниэль Бирнбаум (Daniel Birnbaum) написал для журнала Frieze статью, где он назвал каталог IKEA учебным пособием по «неподлинному существованию». Последнее, по Хайдеггеру, подразумевает растворение человека в повседневном, в «среднем», его стремление быть «как все». Каталог магазина, как утверждает Бирнбаум, может дать четкое представление о структуре стандартного существования в западном мире.
Более того, он и определяет стандарты человеческой повседневности, выполняя функцию das Man, того анонимного и безличного, что дает человеку понятие об общепринятых нормах, о том, «как должно быть». Бирнбаум отмечает, что Хайдеггер не считает «неподлинность» абсолютным злом - должны же быть общие для всех правила, иначе людям просто не ужиться вместе, - но он выступает против пассивного принятия устоев. Куратор рассказывает о нескольких проектах современных художников, которые высказывают свое критическое отношение к тому влиянию, что IKEA оказывает на картину мира среднестатистического представителя «развитого» общества.
АНДРЕА ЗИТТЕЛЬ. A - Z 1994. Жилая единица для Эйлин и Питера Нортонов. 1994.
Источник:
tate.org.ukАмериканка Андреа Зиттель (Andrea Zittel) в своем проекте «Жилые единицы» (серии ультраминималистичных пространств, где все подчинено законам функционализма) задается вопросом, какие могут быть последствия у стремления «вычистить» из своей повседневной жизни хаос, а также размышляет на тему дисциплины, стремления к совершенству и свободы выбора (спартанская обстановка как осознанный отказ от порабощающего желания роскоши). Ее соотечественник Джейсон Роудс (Jason Rhoades) апроприировал эстетику IKEA, чтобы придать ей хаос, соединить строгие формы со смелыми, нередко порнографическими образами, акцентировав тем самым два полюса современной культуры потребления. Клэй Кеттер (Clay Ketter), утверждая, что главная цель художника не производить новые объекты, а обращать внимание зрителя на эстетическую ценность уже существующих, опровергает утверждение о «безликости» мебели IKEA, создавая из нее композиции, отсылающие к классическому минимализму.
НАТАН БЕЙКЕР. Без названия (Скульптуры из стула). 2008-2009.
Источник:
flavorwire.comВ последние годы также было создано немало работ на тему IKEA. Натан Бейкер (Nathan Baker), например, делает из частей стула «Стефан» псевдомодернистские скульптуры. Подобное использование продукции IKEA идет вразрез с ее идеологией, которая ставит во главу угла функционализм, и противостоит «усредненности». Дизайн стула «Стефан» очень прост, но художник отказывается использовать другие материалы - ограничивая себя, он стимулирует свое воображения.
ДЖЕЙСОН САЛАВОН. Путеводитель по стилю и цвету. 2007.
Источник:
flavorwire.comДжейсон Салавон (Jason Salavon) довел минималистическую эстетику IKEA до абсурда, превратив страницы ее каталога в композиции из прямоугольных цветовых блоков. Для этой работы он использовал компьютерную программу, которая сводит изображение к одному цвету.
ХЕЛЬМУТ СМИТС. FLAMMA. 2008.
Источник:
flavorwire.comКонечно же, поиском новых возможностей для продукции IKEA занимаются не только современные художники. Существуют целые блоги, посвященные «IKEA-хакингу». Впрочем, большинство создателей таких ресурсов стремятся придать мебели новую функцию, в то время как художники хотят ее этой функции лишить. Многие произведения «IKEA-арта» являются сатирическими: возьмите, например, Хельмута Смитса (Helmut Smits), который в своей работе подробно объясняет, как развести костер, используя восемь стандартных продуктов компании.
ДЖО СКЭНЛАН. Гроб «Сделай сам».
Источник:
flavorwire.comДжо Скэнлан (Joe Scanlan) предлагает соорудить из «икеевских» полочек самый настоящий гроб. «Идеальный вариант для тех, кто хочет, чтобы похороны были скромными, но стильными», - иронизирует он. Художник даже придумал своему творению «скандинавское» имя. Раньше полочки (вместе с инструкцией по сборке гроба) можно было купить за 27,5 доллара на его сайте.
ДЖЕФФ КАРТЕР. Каталог (Голубые столы). 2007.
Источник:
flavorwire.comДжефф Картер (Jeff Carter) создает из мебели IKEA кинетические скульптуры, нередко используя электрические моторы. В своих произведениях он говорит о «туризме предметов» и глобализации дизайна. Однажды он превратил кофейный столик в «океан», по волнам которого плывет пластиковая бутылка. Бьорн Андреассен (Bjorn Andreassen) также занимается проблемой глобализации: его «Атлас IKEA» представляет собой карту мира, на которой «охваченные» корпорацией страны окрашены в цвета шведского флага.
ГАЙ БЕН-НЕР. Похищение красоты. 2007.
Источник:
nymag.comКак-то раз на сайте IKEA разместили призыв: «Пожалуйста, эксплуатируйте нас». Гай Бен-Нер (Guy Ben-Ner), его жена и двое детей послушались: они пришли в магазин и начали там… жить. Они не только имитировали привычные действия (как то: поглощение обеда и мытье посуды), но и разыграли перед изумленными зрителями настоящую мелодраму: сын художника был «пойман на краже» и удостоился нотации о частной собственности. «Перформанс», понятное дело, оказался недолгим - сотрудники магазина вытолкали возмутителей спокойствия за дверь. Но Бен-Нер и его родные не успокоились и повторили свою акцию еще в нескольких «Икеях». Им удалось пожить в магазинах, расположенных в Нью-Йорке, Берлине и Тель-Авиве".
Материал подготовила Юлия Максимова