from ab6 and Izvestia
Российские военные решили отказаться от разработки экранопланов - "летающих кораблей", которые в годы холодной войны считались перспективным и грозным оружием. Последние образцы "Каспийских монстров", которые 25 лет назад шокировали военных НАТО, будут утилизированы в ближайшие месяцы, выяснили "Известия". Из состава Каспийской флотилии экранопланы исключили еще три года назад, пояснили в связи с этим в Главном штабе ВМФ.
"В гособоронзаказе на 2011-2020 годы финансирование разработок и строительство экранопланов не предусмотрено. Не присутствуют эти корабли и в планах развития ВМФ на ближайшее десятилетие", - сообщил газете высокопоставленный представитель Минобороны. "Даже разговоры об их возрождении не ведутся. Сейчас у флота много других серьезных задач, уже не таких смелых, как прежде. Предпочитаем больше не строить иллюзий", - сказал представитель Главкомата ВМФ.
Таким образом
дешевый пиар Объединенной судостроительной корпорации о возрождении экранопланов обернулся очередным фарсом.
Первые экранопланы разрабатывались в средине прошлого века в Нижегородском ЦКБ Ростислава Алексеева. Летающие корабли использовали эффект аэродинамического экрана (воздушной подушки, отделяющей корабль от воды) и могли скользить над поверхностью, оставаясь недоступными для радаров противника.
Машина, сделанная из алюминиево-магниевого сплава, могла за несколько минут покрыть огромное расстояние, имея на борту несколько сотен десантников с тяжелым вооружением, с ходу освободить плацдарм для их высадки управляемыми ракетами.
При этом низколетящие советские экранопланы были недоступны для ракет противника, которые не могут засечь цель, которая не касается воды, но не поднимается выше 100 м над водой.
В штабе Каспийской флотилии сообщили, что в составе объединения экранопланов больше не числится. Представитель флотилии рассказал «Известиям», что в 1980-х годах в составе объединения имелся 236-й дивизион кораблей экранопланов (войсковая часть 30960). Он базировался в Каспийске и в его составе было три транспортно-десантных «Орленка» проекта 904, а также один ракетный экраноплан «Лунь» проекта 903.
Созданный в единственном экземпляре экспериментальный 544-тонный КМ-6 (корабль-макет), аббревиатуру которого в НАТО расшифровали как «Каспийский монстр», в 1985 году совершил первый полет на Каспийском море.
«Орленку» были не страшен шторм в 2-3 балла, он устойчиво летал на высоте от 1 до 10 м, но при испытаниях поднимался и на 100 м. Такие машины предназначались для быстрой переброски войск и техники, которая загружалась через откидывающийся «нос» самолета-корабля.
Первый экземпляр «Орленка» - С-21 - разбился в августе 1992 года, погиб бортмеханик в чине прапорщика. Второй образец - С-25 - порезали на металлолом в 2000 году, третий - С-26 - стоит на Химкинском водохранилище. Последний полет с боевыми стрельбами экраноплан «Орленок» выполнил летом 1989 года.
Ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь» - заводской бортовой номер С-31 - водоизмещением 350 т и скоростью до 250 узлов (463 км/ч) был вооружен шестью управляемыми противокорабельными ракетами «Москит». До 2008 года базировался в Каспийске. «Лунь» был законсервирован в сухом доке филиала судостроительного завода, который размещается на территории завода «Дагдизель», вся его секретная электроника сдана на склады.
Воинские звания у членов экипажа, согласно штатному расписанию, были морские, при этом летчиков звали водителями и они носили танковые шлемофоны.
/>
Фотографии
Каспийского монстра лежат здесь
Потрясающее
видео этого экраноплана