Наткнувшись на эту статью в Ъ я очень удивлен позицией руководства северного города. Да, Газпром заявляет о планах по строительству флота буровых и судов обеспечения. Но почему мурманчане решили, что 20 млрд. долларов, заложенные газовым монополистом на строительство флота, должны быть потрачены в мурманске? Зачем строить флот в регионе, где
средняя температура не превышает 0.3 С (хотя бы ПЛЮС 0.3), а вложения в заполярную инфраструктуру сожрут минимум половину бюджета новостроя.
Вывод: ОСК опять пытается попиарить себя, губернатор области не может спать спокойно, т.к. чувствует, что 20 млрд. долларов проплывают мимо в Корею и Китай, где и должен быть построен основной флот.
Газпромбанк заманивают на тонкий лед
Мурманская область ждет от него $20 млрд на арктическую инфраструктуру
Власти Мурманской области всерьез озаботились созданием инфраструктуры для освоения нефтегазовых месторождений на арктическом шельфе РФ. Как стало известно "Ъ", один из реализуемых в регионе проектов предполагает создание сервисной компании с участием группы Газпромбанка и ряда зарубежных компаний. Проект общей стоимостью более $20 млрд предполагает строительство до 2020 года 20 морских нефтегазодобывающих ледостойких платформ и 50 судов для обеспечения морских офшорных объектов. Впрочем, в самом Газпромбанке утверждают, что его вклад в финансирование мурманского проекта с ним пока не обсуждался.
О том, что группа Газпромбанка участвует в создании сервисной компании по обслуживанию нефтегазовых проектов на арктическом шельфе РФ, следует из концепции проекта (имеется в распоряжении "Ъ"). Согласно документу, предполагается создание "производственно-технической базы и инфраструктуры для строительства и сервисного обслуживания морского оборудования и транспорта, которые предназначены как для работ на глубоководье, так и в транзитных зонах глубоководья". Речь, в частности, идет о строительстве "под ключ" 20 морских нефтегазодобывающих ледостойких платформ (общий бюджет - $20 млрд) и сервисного флота в количестве 50 судов для обеспечения морских офшорных объектов - плавучих жилых модулей и модульных электростанций (до $1,5 млрд).
В качестве потенциальных заказчиков в документе называются "Газпром" (планирует строительство пяти-десяти буровых платформ на шельфе в период до 2020 года) и "Роснефть" (две-четыре платформы до 2020 года). Также предполагается, что услугами новой компании могут воспользоваться НОВАТЭК и Total в рамках реализации проекта "Ямал СПГ". Создаваемая сервисная компания готова взять на себя строительство технологических блоков завода по производству сжиженного природного газа и платформ для добычи газа, говорится в презентации.
Предполагается, что проект будет реализован в портовой особой экономической зоне Мурманск. "Организация производственной базы поддержана правительством Мурманской области, а также руководителями местного судостроительного завода 35, который входит в состав Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), и "Нерпы" (также входит в состав ОСК.- "Ъ")",- говорится в документе. Впрочем, сама корпорация в качестве участника консорциума в нем не упоминается. Помимо Газпромбанка и Объединенных машиностроительных заводов (ОМЗ, банк контролирует 85% акций группы) в проекте предполагается участие холдинга "Уралмаш Нефтегазовое оборудование" (СП подконтрольного Газпромбанку "Уралмаша" и инвестгруппы UCP Ильи Щербовича), а также инжиниринговой компании "Проектные технологии". Кроме того, в качестве потенциальных зарубежных партнеров называются сингапурская Keppel FELS, корейская Samsung Heavy Industries и китайская TSC Offshore.
Впрочем, в самом Газпромбанке утверждают, что его роль в мурманском проекте сильно преувеличена. "От Газпромбанка таких предложений не направлялось. В банк обращалась компания "Проектные технологии" с предложением принять участие в потенциальном проекте строительства морских нефтегазодобывающих платформ в Мурманской области, в частности задействовать в их создании "Уралмаш НГО Холдинг" (производитель оборудования, предназначенного для бурения нефтяных и газовых скважин.- "Ъ"). Этот вопрос пока находится в стадии предварительного обсуждения",- заявили вчера "Ъ" в пресс-службе Газпромбанка, уточнив, что "вопросы финансирования проекта с банком не обсуждались". Представители "Проектных технологий" были вчера недоступны для комментариев.
Губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко согласен с тем, что проект находится на ранней стадии реализации. "Распределение долей в сервисной компании будет зависеть от зарубежных партнеров, целый ряд компаний проявляют интерес к проекту. Участники еще будут вступать в различные альянсы, но без ОСК реализовать его нереально. Мы завершаем межевание территории 35-го завода, в результате чего выделим участок под высокотехнологичное производство, где будет проходить модульная сборка морских платформ",- говорит господин Дмитриенко. Губернатор утверждает, что ОСК в курсе происходящего, поскольку он не раз обсуждал проект с главой корпорации Романом Троценко и его представитель сейчас работает в Мурманске.
Вчера глава пресс-службы ОСК Алексей Кравченко заявил "Ъ", что "пока не располагает информацией о данном проекте". Ранее ОСК неоднократно заявляла о планах по созданию собственной сервисной компании под арктические проекты. Так, в принятой в конце прошлого года концепции развития ОСК о строительстве буровых и добычных платформ и специализированных судов ледового класса для освоения Арктики говорится как об одной из "приоритетных отраслевых ниш". Там же упоминается о "необходимости создания комплексной базы обслуживания и технического обеспечения на площадях мурманского филиала ОАО ЦС "Звездочка" и СРЗ-35".
Участники рынка сомневаются, что мощности 35-го судозавода и "Нерпы" позволят реализовывать столь масштабную программу, заявленную в презентации. "Такую программу мог бы выполнить "Севмаш" (северодвинское судостроительное предприятие входит в ОСК.- "Ъ"), тем более что в рамках строительства платформы "Приразломная" за счет "Газпрома" на "Севмаше" было переоборудовано металлообрабатывающее производство",- отмечает собеседник "Ъ". Напомним, что "Приразломная", которая сейчас достраивается на 35-м судозаводе, первая ледостойкая платформа для бурения и добычи на арктическом шельфе, спроектированная в России.