Итак - прочь от этого грязного мира человеческих дрязг, в горние дали землекопательной науки,

Oct 27, 2006 12:52

... исследующей человеческие дрязги миллионолетней давности. :с)

Перенесу вперед, т.к. записи поменял местами.



Читаю, причем, надо сказать, ЭМОЦИОНАЛЬНО читаю книжeчку Зубова А.А.
"Палеоантропологическая родословная человека", М., 2004 год. (поклон Наталье!)

Добрался пока до Homo geidelbergensis.

Первые впечатления - ФИЛОСОФИЯ - это УЖАСНО. ФИЛОСОФИЗМ в естественных науках ПОРОЖДАЕТ ХИМЕР и чудовищ умственного мира. Создается заготовленная схема, и фактура упорно впихивается в заранее созданное ложе теории! - Это о введении в книгу и о разделе о ранних гоминидах.

Вторые впечатления - ЭТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД в определении "Что такое человек?" и "Где граница между людьми и животными?" - НЕ КАТИТ. И прежде всего потому, что антропоцентристы не признают (СОЗНАТЕЛЬНО) способностей других видов животных к сознантельной (не-)орудийной деятельности. Отсюда вытекает порочная практика зачислять в люди (то есть, строго, - в члены рода Homo) - существ, не имеющих к нему отношения и объединенных с оным только через орудийную деятельность. - Ну как же ж! - Ведь мы же не можем допустить мысли о том, что ОБЕЗЬЯНА (Австралопитек) способна делать орудия из камня. - Если способна - значит это УЖЕ ЧЕЛОВЕК.
А на то, что по всем посткраниальным характеристикам - это ТИПИЧНЕЙШИЙ австрал, по лицу и зубам - промежуточная форма в лучшем случае, по объему мозга - опять таки промежуточная, заметно ближе к австралам, чем к людям - нам пофиг! Все равно запишем как HOMO habilis. Хотя уже раздались голоса, сформулировавшие ЧЕТКО - этот вид в число ЛЮДЕЙ (в строгом, биологическом смысле) включен быть не может. Это обезьяна. Изготовляющая орудия из камня и охотящаяся (ДА-ДА - ОХОТНИК, а не падальщик. Читать Эдмеадеса второе издание). - Это о разделе о ранних гоминидах.

Пометок по книге МОРЕ, особенно по первым частям, всю книгу исчеркал ручкой и исписал на полях. - Когда ручка под рукой была.

По гейдельбергенцу - пока раздел очень интересный. Первый раз дошло - ЧТО ЖЕ ТАКОЕ Гейдельбергский Человек, и в ЧЕМ есть его суть.


Суть:
800-130 тысяч лет назад. КРАЙНЕ ПОЛИМОРФНЫЙ вид, но У ВСЕХ его членов - инвариантный комплекс черт, присущий ТОЛЬКО гейдельбергенцам, а именно: - специфическая мозаика из крайне архаичных эректоидных черт (толщина костей черепа под 2 см..., чудовищный надбровный валик, сужение черепа за глазницами, килевидная крышка черепа, затылочный валик для жевательных мышц, чудовищная нижняя челюсть с нижним прикреплением двуглавой мышцЫ) и одновременно - сапиентных черт (практически с самого появления сотни тысяч лет назад) - округлый затылок, высокий лоб, низкие и не большие глазницы, некоторые особенности сочленений челюсти с черепком. Изгиб основания - свид-во о наличии членораздельной речи. - Т.е. сапиентных черт много. А вот неандертальских - НЕТ ВООБЩЕ.

Таким образом - мы, сапиенсы, куда более архаичные твари, чем погубленные наши двоюродные братья из Европы. Наши черты в строении лица и челюсти (а отчасти - может и мозга) уже 500 тысяч лет назад присутствовали на Земле.



Стабильность этого СМЕШАННОГО КОМПЛЕКСА именно этих черт - наблюдается практически без вариантов у всех "людей" западной части ойкумены на протяжении с 700-800 до 200-130 тысяч лет назад. - Именно это позволяет говорить, что гейдельбергенский человек - не переходная форма, а четко оформленный промежуточный вид - между эректусом и сапиенсом.
Размах индивидуальной изменчивости у гейдельбергенцев был высоким, даже выше, чем у нас, сапиенсов, вероятно. И НАМНОГО выше, чем у предка - эректуса и второго потомка - неандертальца.
Но тем не менее - сапиенс тоже крайне полиморфный вид. Таких вообще в нашем роду Homo всего два было - мы и гейдельберги.
Говорит ли это о том, что мы сами - сегодняшние - являемся ТОЖЕ ПЕРЕХОДНОЙ ФОРМОЙ к чему-то другому? К новому виду человека?
Previous post Next post
Up