Восхищаюсь этой женщиной.
Оригинал взят у
vivodappertutto в
Художник Ольга СукачЯ очень, очень люблю интервью.
Это мой очень личный проект. Серия интервью с людьми, с которых я узнала в жж, с которыми хочу разговаривать и рассказывать тем, кто читает меня. Открываем занавес для бесед о творчестве, жизни, прекрасном.
Первое интервью - с Олей Сукач, художником, автором художественной куклы, членом ТСХР Творческого Союза Художников России, членом Dollart
karamelka_v Оля - человек многих дарований. Художник. Блестящий ироничный писатель. Бесконечно интересный и тонкий собеседник.
В ее рассказы хочется упасть и долго там плавать и расспрашивать ее про всё-всё-всё.
Это тот случай, когда сходятся вместе талант, вкус, образование, характер и труд.
Было ли в твоем детстве искусство? Альбомы, репродукции, музеи?
Каждый ребенок рисует, лепит, конструирует. Это познание мира, развитие мышления и моторики. Это ведь даже не родители закладывают.
Сколько себя помню - рисовала и что-то мастерила. Возможно, больше других, не знаю. Специально тягу к прекрасному во мне не воспитывали. Но мама страстно любила все красивое - музеи, хорошую литературу, театры. Она шила, вышивала, расписывала плафоны люстр, красиво расставляла книги и посуду в шкафах не только у нас дома, но и у всех соседок. В шкафах этих были кое-какие альбомы, но больше было нот, мама - музыкант и педагог. Мы много пели, отчего у меня прекрасный слух и память, я, кажется, знаю все песни на свете. В семь лет, как многих детей тогда, меня отдали в музыкальную школу. Но то, с каким усердием я могла разрезать календарь «Камчатка» и сделать из коридора картинную галерею, никак не было созвучно с нудными часами за инструментом.
Мне всегда надо было творить - переставлять мебель, украшать стены открытками, обрезать брюки в шорты, стричь кукол, рисовать-рисовать-рисовать. В этом было много инициативы и самостоятельности. В конце концов, мама смирилась с моей нелюбовью к фортепиано. Но и художественную школу я не закончила. Вообще, я благодарна родителям за мое «свободное» детство. Я ходила и записывалась в те кружки и секции, куда мне хотелось. Так же быстро от них отписывалась, увлекаясь другим. Сегодня дети себе это не могут позволить.
Какое у тебя образование? Что оно тебе дало? Накладывает ли оно на тебя какие-то ограничения, в каком-то смысле, не связывает ли руки?
По образованию я художник декоративно-прикладного творчества. Так как факультет был при институте искусств и культуры, я получила еще массу знаний и навыков по культурологии и досуговой деятельности, могу поставленным голосом вести диспуты, выступать на публике, проводить игры, конкурсы, экскурсии. Когда училась, не любила эти предметы. Я же художник, зачем мне эта игровая практика тамады? Как показала практика - все нужно, все пригодилось!
Но основное - это, конечно, творчество. Помимо стандартных рисунок-живопись-композиция-скульптура курс керамики, резьбы по дереву, вышивки, фотографии, истории костюма. И еще прекрасный преподаватель по истории мирового искусства, который открыл дверь в историю вообще, разложил по полочкам как, что, зачем и почему.
Ведь когда мы знаем ответы на эти вопросы - как все развивалось и чему подчинялось - то музеи перестают быть скучными, а художники странными. Это работа, как любая другая. Создание произведения, объекта основано на математике, правильном построении композиционных составляющих, колористике, это все обычные профессиональные знания, ничего божественного. Так музыкант пишет музыку, пекарь печет хлеб, хирург оперирует. Знания нужны. Возможно, где то они загоняют в определенные рамки, но это уже другая история.
Почему куклы? Откуда пришли?
Совершенно неожиданно они появились в моей жизни. И в детстве-то я в них не играла, выступала для них лишь в роли стилиста, обшивала, да рисовала платья бумажным. А потом и вовсе забыла. После основного образования меня потянуло в модную сферу и я пошла учиться на художника по макияжу. Это было не менее увлекательно. Вдоволь нащупалась лиц. Для кукол это то, что нужно. Где какая косточка, мышца, откуда что растет. Салонный макияж, подиум, ретроспектива в макияже, театральный грим, тв-фото съемка, участие в конкурсах, стажировки в Париже, работа, выезды, выставки, наконец, два года преподавания. Определенная школа выживания. На руках маленький ребенок, молодая семья, а ты носишься с чемоданом косметики по всей Москве. В Новый год норма появиться дома в 11 вечера, по субботам встаешь в пять, чтобы успеть к невесте. Волка ноги кормят. Это работа визажиста. Ребенок постоянно болеет, все деньги уходят на няню, полноценно влиться ни в работу, ни в дом не можешь. И я выбрала дом.
Два года упивалась им и наслаждалась. Шила шторы, красила стены и мебель, сажала цветы, занималась дочкой. Досталось и детскому саду. Новые костюмы, покрывала, приходила фотографировать детей, занималась активной жизнью учреждения.
Но не хватало. Не хватало самовыражения.
Сюжет о куклах увидела по тв. Вспомнила, что как то даже была на выставке, но тогда это было не мое. А теперь то, что нужно. Без отрыва от производства, т.е. от дома и ребенка, можно творить. И сначала это было для себя. И оказалось, что мне нужны и резьба по дереву, и вышивка, и керамика, и все мои знания по макияжу, а уж как нужна скульптура! Ну, а дальше по накатанной: выставка, заметили, пригласили, купили. И это переросло в работу. Сейчас куклы - моя работа.
Не утомляют ли тебя куклы? Хоть время от времени? Мне почему-то кажется, что куклы должны забирать много сил. Раз они "по образу и подобию человеческому" - вроде бы в них еще нужно вдохнуть дополнительной силы. Нет?
Утомляют, конечно. Иногда пустота наступает. Нужен отдых.
Когда создаешь что-то, на что будут смотреть, не есть, не потреблять, не носить, не мять в руках и так далее, то этот объект созерцания требует от художника определенного утомительного вложения взглядом. Не столько порой делаешь куклу, как смотришь. Как от картины, которую пишешь, требуется постоянно отходить, отклоняться, прищуриваться, оценивать на разных расстояниях, так и с куклой. Мы говорим о художественной кукле, не о игровой.
Смотришь и думаешь, делаешь один мазок и смотришь, что-то меняешь, опять смотришь, оцениваешь со всех сторон, после каждого шага. Так бывает ходишь вокруг весь день, а потом за 30 минут большой этап - оп и завершен. Но на него потрачено несколько часов, а то и дней созерцания и мыслей. Вот это мыслительное зрение бывает утомляет сильно. Но это не куклы выжимают тебя, ты сам себя выжимаешь.
Вдохнуть дополнительную силу? Не думаю, что эта сила больше, чем вдох в другую область искусства. Занимаясь сейчас дизайном квартиры я и во сне не отключалась от своих идей. И было тяжелее, чем с куклами. С куклами мне все понятно. Профессиональный художник что захочет, то и вдохнет, чтобы произвести нужное впечатление на зрителя, в этом его профессионализм и есть. Исполнять наполненно это уже талант. Мало знаний и труда. Сколько есть хорошо исполненных кукол, абсолютно пустых, без выразительного языка, но которые забрали все силы у мастера. Никому не интересно сколько часов, ночей и душевных мук было потрачено. Зритель видит и создает впечатление. Все!
Ты как-то упоминала, что ровно дышишь к живописи, что тебе больше интересны 3D объекты. Что это? Штуки? Статуи? Мебель?
У меня такое, немного графическое сознание. Цвет мне надоедает. Цветовые пристрастия уместны и меняютя не то что от смены сезонов, а и на протяжении светового дня и освещения. А форма нет. Люблю арт объекты, инсталляции, скульптуру, начиная от барельефов. Мебель тоже, конечно. Но к предметам искусства ее не отношу. Рассматриваю утилитарно.
Какие у тебя отношения с тканями?
Замечательные. Я страстно люблю натуральные ткани. Сговорюсь с самым непослушным шелком. Шить предпочитаю на руках, машинные швы перечеркивают все тепло. К тому же, в машине не бывает таких тонких иголок, какими я работаю. Да и что там: шелк любит руки.
Ткани и кружева для кукольных платьев ты находишь на блошиных рынках. А где ты берешь дерево? Какие породы используешь?
Не только. Я использую много современных тканей. Батист, хлопок, а шелк от узбекского дикого до итальянских от модных домов. Сейчас все продается.
Дерево тоже можно купить. Но я с деревом не так давно работаю, пару лет, и пока еще не извела липу, поваленную грозой. Мне ее привезли из Белоруси родственники. И запасов ее еще на много кукол хватит.
У тебя прекрасный дом: выдержанный в классическом стиле, с интересными акцентами "с характером". Это твое творение. Но у тебя еще, например, есть взрослая дочь. Какой у нее вкус? Если она что-то захочет в доме для себя в другом стиле, что происходит?
Моя дочь растет программистом. Математика, физика, новые технологии. Факты, составы, логика. Ей интереснее узнать, как и при помощи каких трафаретов переносили рисунок на потолок в 20 метров высотой. А если бы Микеланджело сейчас расписывал Сикстинскую капеллу, он бы, наверное, делал это акрилом. Она далека от стилей и украшения жилища. Украшать она предпочитает себя. Тут я ей не мешаю. Пусть экпериментирует. Возможно, желание украшать дом появится вместе со своим домом. Но думаю, она с удовольствием отдаст эти полномочия дизайнеру или своей маме.
Что неизменно приводит тебя в восторг? Что заряжает вдохновением?
Раньше многое. Практически все новое для меня было откровением. Сейчас понимаешь, что всего все равно не объять и нечто новое вызывает удивление или недоумение. Но что всегда заставляло сердце биться чаще - это соприкосновение с историей. Когда можно пощупать время. Например, приходишь в Пантеон, там лежит Рафаэль. Вот его саркофаг. Вот он прямо под этой крышкой. Это же почти встреча! Когда я первый раз попала в Лувр, я не удержалась и потрогала фреску Джотто. 13 век. Все то, что я учила и видела в книгах теперь передо мной живое и настоящее.
Города, сохранившие себя, многовековые дубы, старые вещи. Ведь страшно представить, сколько всего они видели. Они как старики интересны мне, как свидетели истории, доказывающие, что все это было, что все было по-другому, что за куколку меня уж давно бы сожгли на костре, что человек сам творит вечность, но при этом слаб и уязвим... Много мыслей навевают.
Конечно, я живу не историей) Это просто благоговейный трепет перед теми, кто смог пройти через века.
Восторгом и вдохновением всегда является тот факт, что то, что я делаю, нужно людям. А ведь кукла - это вещь не первой необходимости и даже не пятой.
Вдохновенно я чувствую себя и когда все вокруг красиво. Я люблю, чтобы все было красиво. Но не кричаще, а элегантно. И музыка, и еда, и одежда, и атмосфера вокруг, и гармония в душе. Наступает некая нирвана, хочется нести красоту дальше в мир. Делиться ей, чтобы всем было хорошо.
Какой-то особый прилив я чувствую в непогоду. Я люблю бурю, грозу, шквалистый ветер, безумное небо. Люблю высоту, животных. Это меня заряжает.
Какие стили, направления в искусстве, художники в широком смысле тебе нравятся?
О! Вопрос на миллион. На миллион слов. Ведь стиль - это сублимация целого культурного пласта времени, это наглядное пособие эпохи. Мне нравятся музыка барокко, архитектура, но не нравится мебель, цвета в живописи и далее нравится-не нравится по пунктам. И так по любому стилю.
Я довольно консервативна, поэтому классика есть классика. От греков и до наших дней она с нами. Со слов Аристотеля - подражание. Искусство - это вообще по его мнению подражание. Не только изобразительное, он говорил о всех видах искусства. Ну так вот такое подражание не надоедает. Оно, видимо, как природа вокруг. Я пробовала разное. И опять возвращалась.
Для меня интереснее всего делать микс-салат, взяв за снову классику. Классика фоном, а дальше можно и зеркало барокко, стул ампир, на голову парик 18 века, современные чулки в полоску и включить Rolling Stones:"I see a red door and I want it painted black..."
В этом варианте мне нравятся такие фильмы, как "Мария Антуанетта" с Кирстен Данст или "Ромео и Джульетта" База Лурмана.
У тебя есть постоянные заказчики. Как они формулируют заказ? В каких категориях? "Сделайте что угодно, главное, чтобы - Вы"? "Сделайте девочку домашнюю или дерзкую"? "Сделайте девочку в голубом"? Как это?
Куклы на заказ - это одновременно сложно, интересно и удивительно для всех. Да, именно так и происходит. Сделайте что угодно, главное в чепчике, сделайте, я готова на все, я вам доверяю, сделайте домашнюю нежную, фиолетовый-красный-синий-зеленый-желтый ни в коем случае, сделайте в стиле вот такой куклы, чтобы шейка открыта, юбочку подлиннее. Сейчас буду работать над грустной куклой-интроверткой."
Все люди разные: одни хотят, чтобы кукла была похожа на ту, что уже была сделана, другие сами не знают, чего хотят.
Я всегда предупреждаю: это будет сюрприз, каждая кукла в единственном экземпляре, лепится вручную, никаких отливок. Я принимаю пожелания, думаю о заказчике, даже если не видела его никогда. Человек о себе всегда рассказывает, мы все всегда любым своим движением, делом, словом рассказываем о себе. Я пытаюсь почувствовать человека, но я не могу залезть ему голову. А если я вижу, что синие глаза здесь будут уместнее, чем голубые, а платье лучше выше коленок, я сделаю так. Моя политика - никаких предоплат. Не нравится - не выкупаем. Но отказов не случилось ни разу. Коллекционеры особые люди, а коллекционеры кукол...они прекрасны. Они добры, чувственны, а кукол ждут, как детей. После того, как кукла готова, я высылаю фотографии и спрашиваю "Ваша?". И все:"Моя, моя! Скорее высылайте! Насмотреться не могу!".
Потом будет еще письмо, после живой встречи, а куклы и фото кукол вещи разные.
Вот после этих писем я летаю. Я знаю, что их любят, с ними носятся, ищут место, присылают фотографии. И в большинстве случаев потом будет еще заказ. Это такие моменты счастья. Тебе доверились, ты угадал, а, может, превзошел ожидания, то, что ты делаешь приносит впечатления, счастье пусть на пол дня, но пол-дня - это же много!
Я помню, что у тебя где-то был нереально интересный пост с фотографиями рабочего процесса, я его много раз перечитывала. Дай, пожалуйста, ссылку?
http://karamelka-v.livejournal.com/213697.html Дорогая Оля, благодарю тебя!
На пенсии напишем книгу "Наши беседы о прекрасном и жизни", договорились?