Совсем недавно пересмотрела одну из самых любимых советских мелодрам "Вам и не снилось..." Думаю, у каждого человека есть любимые фильмы для посмеяться, погрустить, подумать. Этот для меня стал чем-то особенным, потому что это был первый фильм, который нас всем классом повели смотреть на широком экране. Потом я разузнала, что есть книга, повесть, на основе чего был снят фильм. И я её нашла.
Повесть с одноимённым названием, автор Галина Щербакова. И повесть тогда произвела неизгладимое впечатление. Лёгкий слог, увлекательный сюжет с первой страницы по последнюю. Удивительные, высокие, самые настоящие и чистые чувства, которые способен испытывать человек смотрели со страниц. Я читала и воображение рисовало лица, уже увиденных героев на экране. И меня не смутило, что в оригинале героиню зовут Юлька, это было даже более органично, чем Катя. Параллели с шекспировскими героями "Ромэо и Джульетты" были очевидны. Только в наше время, и в нашей той стране. Не на шутку переживалось вместе с героями, вызывала гнев и недоумение семья Романа. Особенно его мама и бабушка. Папа же, совсем бесхарактерный и мягкий, который с самого начала знал, что за интриги плетёт его жена, и в силу своей слабости не стал это останавливать - вызывал сочувствие и жалость. В семье у Юльки все было иначе, адекватность и доверие было на первом плане, потому и влюблённость дочери родители не восприняли в штыки. Финал там был не такой радужный, как в фильме, правда такой же, с намёком на продолжение что ли... Помню, как дочитывала последние строчки и невыносимо хотелось плакать. Не потому, что герой погиб, а потому, что закончилась история... и повторно таких эмоций уже
не испытать.
Гениальная музыкальная тема к фильму от Алексея Рыбникова на слова Рабиндранта Тагора (в переводе А.Адалис), в исполнении Ирины Отиевой и Веры Соколовой стала символом этого фильма. При первых же аккордах сразу возникает ассоциация с фильмом и с той энергетикой, которую он несёт.
В главных ролях были заняты выпускница театрального ВУЗа Татьяна Аксюта, которой в тот момент уже было двадцать три года, и шестнадцатилетний Никита Михайловский, у которого актёрского опыта практически не было. Однако, такой естественности перед камерами, которую продемонстрировал этот мальчик, мог бы позавидовать любой именитый мастер.
После выхода на широкий экран фильма, небывалая популярность обрушилась на головы юных героев.
Татьяна Аксюта ещё попробовала сняться в нескольких кинолентах, однако, путь её постепенно сместился в сторону театра.
"Я - театральная актриса вот уже 20 лет. Театр для меня самое важное. А кино было просто случайностью и не доставляло никакого особого творческого удовлетворения. У меня же серьёзных фильмов-то в жизни и не было" - скажет однажды актриса в интерьвью.
Хотя былой популярности у актрисы нет, но на улице её порой по-прежнему узнают. Чаще - её ровесники, которые смотрели "Вам и не снилось…" в восьмидесятых. Татьяна вспоминает забавный случай, когда однажды она ехала в троллейбусе, и всю дорогу на неё, не отрываясь, смотрел мужчина. Потом он подошёл и сказал: "О Боже, я вас узнал!" Она спрашивает: "Как же вы меня узнали?" Он ей: "По ушам! У вас такие уши, что я их на всю жизнь запомнил".
Татьяна счастлива в замужестве, у них прекрасная уже взрослая дочь.
У Никиты Михайловского судьба сложилась немного иначе.
После головокружительной славы Никита поступил в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, успешно её закончил в 1986 году, был занят в нескольких короткометражных видео работах Бориса Юхананова, который ему стал, не смотря на значительную разницу в возрасте, другом и соратником. С ним они совместно создали первую в СССР независимую театральную группу под названием "Театр Театр".
В "Театре Театре" рождается новая форма театра. Идея игровой сцены эпизода, как вариации внутри разбора, внутри структуры, это становится одним из важнейших факторов в работе "Театра Театра". Данная техника проявится и будет развита в дальнейшем в новомистериальных проектах 90-х годов., которые будет возглавлять Юхананов.
Позже, этот инновационный подход в новом для театральной режиссуры подходе к спектаклю, как проекту, запущенному в эволюцию, позволит Юхананову разработать целую теорию новоуниверсального новомистериального проектирования. Почему только Борису получится это разработать и внедрить, а не совместно, как планировали, с Никитой? А потому, что Никита в 1991 году тяжело заболеет и в возрасте 27 лет скончается от лейкоза. На память об этом неординарном и талантливом человеке в этом мире останется его соавторство и причастность к новому формату театрального искусства и двое его детей: Софья (от первого брака) и Сергей (внебрачный сын), о котором он ничего так и не узнает. Однако, Сергея очень тепло примут и признаю родственники Никиты, как только узнают о его существовании.
А для нас, для зрителя Никита навсегда останется серьёзным, не по годам взрослым, уже настоящим мужчиной, удивительным Ромкой из "Вам и не снилось..."
Click to view
Составлено с помощью материалов из вики.
P.S. Всё-таки кинематограф - удивительная штука. Все, кто запечатлён на плёнку, останутся навсегда молодыми и красивыми. Так и хочется сказать словами Ренаты Литвиновой (из её одноимённого документального фильма об ушедших актёрах) - "Нет смерти для меня".