Оригинал взят у
betelgeise_7 в
Интервью с художником Евгением Климовым В журнале PostKlau моё
ИНТЕРВЬЮ С ХУДОЖНИКОМ ЕВГЕНИЕМ КЛИМОВЫМ автором кинетической скульптуры - нового брэнда Санкт-Петербурга
Редактор: Уверена, почти все горожане и гости Санкт-Петербурга знают этого художника по его работам, обращали на них внимание, наверняка фотографировались на память рядом с одной из них, новой достопримечательностей города (не побоюсь этого слова!) - кинетической(движущейся) скульптурой велосипедиста, что находится в витрине магазина элитного чая «Унция»,
вот она на фото и видео…
Другие
скульптуры можно увидеть на сайте художника Этот таинственный художник сегодня гость журнала. Да! Оказывается, он - Евгений Климов, автор, создатель этих манящих объектов и все про них обещал журналу рассказать. Так с чего все началось?
Евгений Климов: Первая скульптура появилась на Невском, 63 в 2005 году. Сейчас их только по Петербургу штук 7 и около трех десятков по России, СНГ и странам дальнего зарубежья. Наверно столько же существует подделок этой моей работы.
Редактор: Ну что ж! утешимся , что подделывают только известных и особо талантливых. Надо сказать, что и я знакома с вашим творчеством тоже раньше, чем с вами и еще не зная вас, глядя на ваши произведения думала - а что это за человек, кто сделал ЭТО? Создается впечатление, что он не может быть обычным. Наверняка, он из прошлого века, ходит в балахоне, расшитом звездами, в остроконечном колпаке и не иначе как волшебной палочкой устраивает на улицах и витринах СПб свою волшебную механику
Евгений! Вы так загадочны - расскажите о себе, о своей жизни? У вас есть расшитый звездами балахон и остроконечный колпак?
Евгений Климов. Как мы видим - ни колпака, ни балахона не наблюдается
Евгений Климов: Балахона и колпака нет. Я не экстравагантен в жизни внешне. Вне творчества и в одежде, и жизни, всегда тяготел к классике.
Но вместо балахона есть за плечами философский факультет и аспирантура СПбГУ, защищенная диссертация по логике. Хотя все это было в моей жизни давно, еще в лохматые 90-е. Так, что помимо искусства у меня всегда была тяга к абстрактным областям деятельности: философии, математике, логике, шахматам. Но в итоге зарабатываю на жизнь тем, что делаю сам руками. Насколько и как отражаются на моем творчестве тяга к нематериальным сферам не могу судить. Человек, как таковой, явление уже само по себе загадочное J
Редактор: Вот именно - загадочное! поэтому о вас не очень много известно в нашей стране, но ведь редко чьи художественные работы так массово известны, туристы фотографируются с вашими объектами, разносят весть - может быть вас знают за границей?
Евгений Климов: Совсем немного. Были публикации в европейских глянцах. Но они быстро забываются J В современном искусстве художники чаще стремятся к медийности, чем к качеству работ(порой неважно, что ты делаешь, важно быть на виду и слуху), но и здесь я традиционен. Мои работы знают больше, чем меня. Большую часть времени провожу не на тусовках, а в мастерской.
Редактор: Будем надеяться, что слава уже не за горами.
Слышала и видела сама, что про ваши кинетические объекты говорят, что это куклы. Я понимаю, что это дань моде на куклу, но является ли ваше творчество просто изготовлением кукол? Как вы сами считаете - это ЧТО?
Евгений Климов: Мои работы конечно не куклы. Никогда не мыслил «кукольно». Это все-таки скульптуры. Только несколько необычные скульптуры, или, на крайний случай, кинетические(движущиеся) арт-объекты.
Редактор: В вашем блоге в ЖЖ я увидела слово «витринистика» - это стиль? Или что это? Кто создатель? Откуда это слово?
Евгений Климов: Термин возник года три назад. Откуда пришел не знаю. Но он как-то столбит область интересов тех людей, которые занимаются витринными инсталляциями, очерчивает поле. Поэтому этим термином тоже пользуюсь.
Редактор: Перефразируя Шекспира, сказавшего, что «весь мир - театр», в наше время магазинов, "шопов", повальной шопомании, которая косит как эпидемия, рыночные отношения диктуют изменения известной формулы Шекспира. Наверно, можно сказать, что "весь мир - магазин" или «весь мир - витрина». А почему бы нет? почему бы искусству не придти туда? Может ли являться искусством оформление витрин?
Евгений Климов: Искусство это или нет - зависит от того, кто делает. Вы можете отнестись к витринной инсталляции, как к возможности сделать очередной дизайн и срубить немного бабла, а можете отнестись как к возможности сотворить сказку, создать художественный образ. Я рассматриваю витрину, как выставочное пространство для высказывания художника. Это мой своего рода художественный проект.
Меня иногда обвиняют, что работаю на заказ, занимаюсь «тупым» декораторством. Но искусство всегда выполняло и выполняет социальные функции(заказ). Заказчиком выступали власть, церковь, политика, идеология и др.
Высказывание художника, чтобы выйти из кулуаров мастерских, должно иметь площадку для этого. Такой площадкой не всегда являлись выставочные залы или галереи. Вспомним примеры храмового искусства в различных культурах; социальные проекты Микеланджело; заказную живопись Веласкеса; движение муралистов в Мексике(Сикейрос, Ривера, Ороско и др.), которые вывели искусство на улицы на стены домов, а заказчиком выступало революционное правительство; опыт художественной пропаганды в СССР и др.
В галереях и на всяких ныне функционирующих биенале-триенале также не существует абсолютно свободного пространства для искусства. Там, продвигая идею contemporary art, заказчиком выступают правительственные и частные фонды, система галерей-аукционов, которые тоже диктуют свою конъюнктуру.
В данный момент в эпоху тотального рынка заказчиком выступают также коммерческие организации, владельцы торговых брендов и пр. И витрина это пространство, где искусство, выходя из мастерской художника, вполне может существовать как арт-высказывание, которое смыкается с реальной жизнью, подобно тому, как раньше оно жило в пространстве других общественных мест.
Редактор: А кстати, да - почему бы не считать витрину выставочным пространством? как впрочем и весь магазин в целом? Для нашего времени вполне подходящий контекст
Евгений Климов: Интересно наблюдать, что действительно выразительные витрины получаются именно тогда, когда там есть метафора, есть искусство. То есть, где есть Художник, который поэтизируя образ той или иной услуги, товара повседневности, лучше доносит его(ее) идею, философию до прохожего/посетителя, творя при этом собственное высказывание о мире…
Редактор: Однако, чувствуется что вы изрядно в теме! J то есть можно говорить о витринистике как об особом виде художественного выражения, сложившемся практически в особую худ. традицию искусства тотальных рыночных общественных отношений?…
Евгений Климов: Эта моя идея, если хорошо порыться в истории, не столь уж и нова. В 1930-х годов Сальвадор Дали использовал витрины в качестве сцены для пропаганды идей сюрреализма. Известно, что в Европе он плотно работал с брендами Шанель и Гермес.
А в США в Нью-Йорке в 1939 году он получил заказ на оформление витрин в шикарном магазине Бонита Теллера. Дали сделал две эпатажные витринные инсталляции, которые привлекли столько публики, что было сложно пройти по тротуару Пятой авеню. Администрация вынуждена была внести изменения в экспозицию.
Через пару дней Дали, зайдя посмотреть на свое творение, увидел, что самые устрашающие детали убрали. Пытаясь восстановить свои композиции он пришел в ярость, начал все громить в витрине, разбил стекло, и вышел через разбитое стекло на улицу в толпу собравшейся на шоу публики, где его арестовала полиция.
Выходка привлекла такое внимание к Дали, что проходящая его выставка в Нью-Йорке пользовалась огромным успехом. Все работы с выставки были распроданы. А жители и гости Нью-Йорка еще долго приходили к витринам на Пятой авеню сюда, говоря о том, как Дали разбил витрину и растерзал пластиковую девицу.
Редактор: Да, кстати, в этом выпуске не раз упоминают Дали, вот к примеру в
материале Катарины Валеевой о ее учителе, замечательном художнике Соколенко, который довольно критично отзывается о Дали как о художнике. Поэтому в выпуск помещена и
моя давняя статья о сюрреализме Дали и о нем, как гениальном организаторе пиара, но довольно посредственном художнике...
Евгений Климов: Возможно... Дали неоднозначная фигура, но в чем-то безусловно талантливая. Из относительно недавних историй можно вспомнить витрины Дэвида Линча для Галери ЛаФайет в Париже.
Или вот Бэнкси, один из самых популярных уличных художников, который стал всемирно известен благодаря своим граффити. В 2008 году он дебютировал в Нью-Йорке в нехарактерном для себя жанре - витринной инсталляции. В Гринвич-Виллидж, богемном районе Манхэттена, открылся проект Бэнкси The Village Pet Store and Charcoal Grill, имитирующий витрины зоомагазина.
Редактор: Да… количество примеров впечатляет … можно и местное вспомнить - Илья Машков, один из ключевых художников русского авангарда, работал приказчиком в Елисеевском магазине и в его обязанность входило красиво выкладывать товары на витринах. Как удачно это у него получалось, весь мир потом увидел в его картинах. Он был витринистом? Не продолжаете ли вы его дело в Елисеевском магазине?
Евгений Климов: С Елисеевским у меня не срослось и слава богу. Заказчик такой, что лучше не вспоминать. Кратко - мне заказывали оформление этих витрин. Но потом заказчик получил какое-то там согласие Шемякина и сделали выбор в пользу более громкого в России имени. Сделанный мной эскизный вариант не стали не только оплачивать, но даже смотреть. В итоге имеем дробные витрины со случайными куколками-персонажами по старым эскизам для балета Щелкунчик, но которые зато якобы «разрабатывал» и «делал» для магазина сам Шемякин.
Редактор: Тогда забудем Елисеевский как страшный сон!... как вам приходит в голову такой необычный худ.образ? как инженерное решение и сочетание узлов и механизмов? Или как «картина», которую надо оживить?
Евгений Климов: В работе скорее стратег, чем тактик. Всегда тяготел к абстрактному мышлению. Вначале придумываю идею в воображении и на бумаге, и лишь потом воплощаю. Вот к примеру тот же "Велосипедист". В заказе было чай и английский колониальный стиль и больше ничего. Я придумал велосипедиста, который ездит на своем велосипеде по миру и собирает чай. Что интересно, что когда я уже давно сделал "Велосипедиста", я познакомился реально с человеком один в один на него похожим. Он и очки такие же носил, да еще и делал разные эксклюзивные велосипеды - короче материализовался из моей фантазии J
Хотя в кинетическом жанре многие творят как раз от обратного. Берут какой-то узел и смотрят, что на него можно навертеть, что из этого получится и пр. Но я так не работаю. Работаю от чистого образа к материалу.
Некоторые работы Евгения Климова
.......................................................................................................................................................................................................................................
... остальное читайте в журнале PostKlau, для ЖЖ запись оказалась слишком большая
Для этого надо нажать на название материала(вверху)
Беседу провела Ольга Несмеянова
Фотографии предоставлены специально для журнала PostKlau лично Евгением Климовым из собственного архива
Copyright PostKlau © 2014