У основательницы японского современного искусства Яёи Кусамы - первые в ее жизни европейские ретроспективы. Одно время мир забыл о ней на десятилетия. Вспомнили в 1993, когда она представляла Японию на Венецианской биеннале. В рамках ретроспективы Кусаме предложили оформить витрины Selfridges, которые пробудут в таком виде до 19 октября.
Критики всегда затруднялись отнести ее к какому-то одному течению - причисляли то к поп-арту, то к минимализму, то к концептуальному искусству. Хотя по-моему это скорее арт-брют :) Сама художница наивно как ребенок утверждает, что ей просто всегда было интересно понять связь человека с его окружением.
Главным мотивом ее работ и сегодня являются точки, в каждой из которых она видит себя. Точки покрывают картины, скульптуру, публичные пространства, окна галерей, мебель, одежду, превращаются в гигантские инсталляции с зеркалами. Все - чтобы зритель почувствовал, каково это, говоря словами самой Кусамы, «потеряться в потоке вечности».
Как-то раз я смотрела на скатерть в красный горошек и вдруг увидела, что и потолок, и подоконник, и стены комнаты, и мое тело - вся Вселенная - покрыты этим красным горошком, - вспоминает свою первую встречу с параллельной реальностью восьмидесятидвухлетняя Кусама. - Мне захотелось превратиться в ничто. Живопись стала единственным спасением». Это было в период её непрекращающейся депрессии еще в Японии, до отъезда художницы в Нью-Йорк в 1957 году, где она скоро стала заметной фигурой авангарда.
В Нью-Йорке она дружила с Энди Уорхолом, но в 1973 году смерть близкого друга вернула Кусаму на родину. Где она почти безвыездно живет в токийской психиатрической клинике. Мастерская находится по соседству. Это был совет врача, заниматься искусством в качестве терапии. Искусство по-прежнему одно из главных ее лекарств.
Под все эти события(ретроспектива, витрины) Луи Вуттон выпустила сумки по мотивам работ японской художницы.
Во многих своих витринах Кусама просто поместила фигурки самой себя.
Не знаю насколько удачным можно считать оформление витрин как таковых, но то что инсталляции Кусамы органично выглядят в витрине, как выставочном пространстве для меня несомненно. Хотя возможно сила воздействия ее инсталляций в витринах несколько снижается в сторону декоративной трактовки этих ее безумных точек..