«Искусство требует жертв», - бормотали мы, пробираясь по ледяным торосам, как отважные полярники, скользя по залитой льдом дороге к Мастерской Петра Фоменко.
В этот раз никаких «традиционных пятничных пробок». Только вино метро! Бокал просекко вернул к жизни изнуренный трудовой неделей и близким общением с людьми в общественном транспорте организм. Жизнь начинала налаживаться. Театр манил нас огнями и постановкой «Театральный роман (Записки покойника)».
Перед посещением театра мы освежили в памяти одноименный роман Булгакова. Снова мы у искусства в большом долгу. И совершенно неважно, насколько злым или несправедливым был автор. Нереальное удовольствие. Сейчас так уже не пишут.
Про неровность, раздробленность и отсутствие внятности вы можете прочитать у профессиональных рецензентов. Я же хочу рассказать о том, что понравилось. Все-таки в этом театре очень хорошие актеры. Пирогов (главная роль и один из режиссеров), Тюнина, Джабраилова, Курдюбова, Литовченко играли замечательно. Финальная сцена с основоположниками и разговор Максудова с Бомбардовым решены удивительно. Это очень смешно и очень точно. Портреты основателей за шторками - отличная находка.
Сценическое решение, по-моему, очень удачное: центральная часть сцены выдвинута вперед, и во втором акте снизу выезжает Иван Васильевич на диване, застывший, как манекен. Иногда действие происходит прямо перед зрителями, то справа, то слева. Актеры периодически бегают по залу и включают публику в игру: «Вот зав. пошивочным цехом», - взмах руки в сторону смущенной зрительницы. «А это наш зав. поворотным кругом!». Благодарная публика не устает смеяться.
О публике отдельно. Многие Булгакова не читали, судя по здоровому детскому смеху и радости узнавания (ближе к концу: «Это же Станиславский!»). Некоторые, напротив, сидели весь спектакль с постными лицами. Бросьте, это же и вправду очень смешно. Гламурная дама из первого ряда с сумкой Гуччи и одноименным платком стрелой метнулась в гардероб, лишь только начали опускать занавес. Зачем она пришла сюда? Бог весть. Вряд ли она опаздывала на метро…
В целом, действительно, спектакль получился неровным и не вполне внятным. Первое действие довольно тоскливое и местами фальшивое (особенно, сцена у литераторов). Зато второе - фонтан остроумия и веселья. Умение посмеяться над собой - это прекрасно. Пирогов, повторяющий «Меня не будет, меня скоро не будет», и рассказывающий, что это его мир, и как он с детства мечтал о сцене, был местами очень пронзителен.
Мы получили море удовольствия, и разве не для этого мы вернулись в театр?
Очень надеюсь, что и следующий спектакль нас порадует, и мы будем аплодировать от души, как вчера мы это делали после очень хорошего представления.
P.S. В Мастерской П. Фоменко отличный персонал. Отдельное спасибо расторопным гардеробщикам и буфетчицам. Все очень стараются, и театральный вечер не омрачается бытовыми проблемами и нескончаемыми очередями, как это часто бывает в других театрах.
P.P.S. Высокие рыжие сапоги со шнуровкой Ивана Вакуленко в роли Фомы Стрижа оставили неизгладимый след в нашей памяти.