Достаточно специальный материал. Разместил себе на память, ну и для интересующихся. Так сказать, сверил часы (Ц) с Мариной Бойко (ежели что вполне себе к.пс.н).Много букв. Ежели есть вопросы к обсуждению темы, то открыт для диалога.
Материал взят
https://www.facebook.com/marina.boiko.71/posts/10217260081436608 Один из расстановочных форматов, которые разбирали сегодня - расстановка скрытой темы.
Здесь работа ведётся всего с тремя элементами:
• клиент («фокус»);
• официальная или находящаяся на переднем плане тема/проблема/запрос;
• скрытая или стоящая за этим тема/проблема/запрос («что-то, о чем здесь ещё идет речь»).
В системных структурных расстановках заместитель клиента, как правило, называется «фокус». Это отвечает позиции гипносистемно-конструктивистского, ориентированного на решение мышления, что абсолютных истин не существует, что люди сами конструируют или изобретают свои реальности (включая себя самих!) снова и снова.
Таким образом, в системных структурных расстановках (по Инзе Шпаррер и Маттиасу Варге фон Кибеду) не существует клиента как абсолютной, «точно определённой» личности, а есть именно что только его «фокус», то есть то, как хозяин запроса сейчас, в данный момент, смотрит на свой запрос. Однако, по опыту Роланда, в процессе расстановки участникам бывает трудно строго следовать такому словоупотреблению. Поэтому он использует понятие «клиент».
Расстановка скрытой темы рекомендуется в том случае, если официальная тема в форме названной проблемы не решается или если не происходит изменений, хотя:
• клиент знает проблему;
• у клиента, в принципе, есть влияние на проблему;
• клиент обладает ресурсами для решения проблемы;
• клиент кажется мотивированным на решение проблемы.
В данном случае напрашивается предположение, что существует ещё одна тема, которая клиенту (пока) не известна / им не осознается и которая до сих пор мешала ему решить «официальную», известную проблему.
В случае скрытой темы речь может идти, например, о «скрытой выгоде», об ограничивающих убеждениях или о неувиденном контексте в духе позиции тетралеммы «Ни то, ни другое» (например, неосознанные лояльности/привязанности к важным людям или системам).
Процесс расстановки
Коуч объясняет метод и просит клиента назвать трёх заместителей для указанных выше элементов (групповой формат) или выбрать три фигуры/символа (индивидуальный сеттинг) и расположить их в пространстве согласно его внутреннему образу.
Коуч спрашивает заместителей об их ощущениях, телесном восприятии, внутренних образах/фразах/диалогах, об отношении к другим заместителям и об отношениях с ними, а также о возможных импульсах к движению или действиям.
При работе с якорями клиент сам по очереди встаёт рядом с якорями или на них и вчувствуется. Затем коуч опрашивает его так же, как заместителей.
Выраженные ощущения и сформированные на этой основе гипотезы руководят коучем при планировании следующих шагов. Так в начальном образе скрытая тема часто совсем не попадает в поле зрения заместителя клиента, возможно, потому, что он смотрит в другую сторону, или потому, что скрытая тема полностью или частично закрыта официальной темой.
Как правило, направление взгляда заместителя, видимое со стороны (снаружи) очень точно обнаруживает, на чем заместитель сфокусирован внутри. Поэтому в начинающейся позиционной работе при такой констелляции позиции могут быть изменены так, чтобы клиент смог по-настоящему увидеть скрытую тему (иначе она с высокой долей вероятности так и останется скрытой!).
Затем коуч спрашивает об отличиях, появившихся в этой связи в восприятии заместителей. Вопросы могут быть выявлять либо относительные отличия («Лучше, хуже, также или по-другому?»), либо абсолютные («Что вы теперь чувствуете на этом месте? Что изменилось?»).
Опыт показывает, что когда клиент видит скрытую тему, для неё (темы) это практически всегда означает улучшение. Когда клиент вступает в контакт со скрытой темой, это, как правило, отражается и на официальной теме. А вот у клиента, когда он смотрит на скрытую тему, часто возникает амбивалентность («с одной стороны лучше, но с другой - хуже»). В этом месте - в дополнение относительному отличию - стоит спросить и об абсолютных отличиях («Что конкретно лучше, а что конкретно вы ощущаете как хуже?»). Иногда именно в этой точке возникают первые идеи и гипотезы о том, что может быть скрытой темой. А озвучит ли клиент свои идеи и гипотезы, отдаётся полностью на его усмотрение!
В таком процессе коуч должен все время отдавать себе отчёт, что скрытые темы с высокой степенью вероятности в какой-либо форме имеют негативную окраску для клиента. Так что, возможно, у клиента в отношении его скрытой темы имеется также сильная потребность в защите, к которой коуч должен относиться с уважением!
Для следующего шага в расстановке и для дальнейшей работы в коучинге коучу необязательно знать и/или понимать скрытую тему. Именно процессуальная работа в рамках системной расстановки предлагает в этом месте очень полезные подходы, чтобы вместе с клиентом пройти первые шаги к решению.
Процессуальная работа используется в системных расстановках для того, чтобы прояснить отношения с членами или элементами системы. При этом очень часто речь идет о том, чтобы в качестве предпосылки для возможного изменения сначала «признать то, что есть».
Так и в работе со скрытой темой первый шаг к решению - это признание существования темы. Клиент может сказать скрытой теме, например, такие фразы: «Теперь я на тебя смотрю»,- или: «Я признаю, что ты есть»,- или: «Я тобой займусь».
Поскольку никаких рецептов не существует, коучу необходимо с набором опыта развивать чувствительность к тому, когда и как в процессе расстановки может быть полезна процессуальная работа и какие фразы или ритуалы ему предложить.
По опыту, такие фразы и ритуалы действуют тем лучше, чем они проще и короче. А если между заместителями возникают длинные диалоги или даже «ролевые игры», то процесс все больше перемещается с эмоционального уровня на когнитивный и утрачивает своё действие.
В индивидуальном сеттинге клиенту часто бывает трудно и странно, когда нужно что-то сказать фигуре или якорю. Тогда он может произнести фразу беззвучно или просто в воображении. Но важно, чтобы при этом он видел адресата.