Семен Блюмкин собрал около 2000 книг знаменитой серии "Жизнь замечательных людей" и не собирается останавливаться, пока не соберет всю коллекцию.
Семен Блюмкин, 79 лет, "охотник" за ЖЗЛ
ЖЗЛ и я
Я книги всегда собирал, с малолетства, все букинисты обходил. ЖЗЛ всегда стояли на видном месте, были маленького формата, я их и брал. А в 63г. в связи с 30летним юбилеем издания вышел каталог, и когда он попал мне в руки, я подумал: «А что я, в самом деле. Давай-ка буду собирать».
Как сейчас помню, что начал с Комиссаржевской. Заглянул в магазин (его теперь там нет, да и дома самого, там метро сейчас) и первую книжку купил. С тех пор завел блокнотик, список того, чего у меня нет. Первое время возвращался с прогулок со связками книг. Они стоили копейки - дороже рубля не найдется ни одной.
У меня есть картотека, чтобы не заблудиться. Покупаю сигареты блоками, из картонных коробок вырезаю квадратики - 50 на 50, вот и получаются карточки. Красным я помечаю то, что купил, а синим - переиздания.
Я их не читаю, я за ними охочусь.
История
Вообще серия «Жизнь замечательных людей» была основана еще до революции Павленковым. Это были маленькие тоненькие брошюрки. Ну, были и были. А потом свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, все прекратилось. В 1933г. Горький выступил с инициативой, и обновили эту серию.
Они все шли под номерами. Если какую-то книгу, допустим, о Репине, переиздавали второй раз, номер был тот же, что в первый раз. А другая книга о Репине имела другой номер. Я почему на этом акцентируют - потому что сейчас они так не делают. Набрали коммерсантов, а не книголюбов. Каждый раз дают новый номер, поэтому в магазине мне приходится перебирать все книги. Даже продавцы не разбираются, я их консультирую.
После перестройки они настолько перестроились, что взяли и присобачили себе новую нумерацию из-за Пантелеева или как его там… У меня плохая память на имена. Недавно у соседки снизу вторая дочка родилась, я записал специально их имена: Текуша и Калисса. Говорят, выбирали в святцах. Так не помню, как его зовут, но из-за него все напутали.
Недостающие
Из всей серии мне не хватает несколько книг. Например, о Каменеве и Зиновьеве. Но вряд ли я когда-нибудь их найду. Зиновьев был первым лицом в Ленинграде, главным коммунистом, теоретиком, членом политбюро. В 30е гг. он был расстрелян, и потому весь тираж о нем изъяли. Каменев был из этой же компании троцкистов.
За 37 год мне не хватает Котовского. У меня он, кстати, был. Мы с другом собирали, и у нас были списки друг друга, и если попадалось ему что-то, что у меня было, а него нет, он мне покупал. Он почти все собрал, не хватало только несколько книг. Мы с ним поменялись. Он собрал все и вскоре умер. А что с коллекцией стало - не знаю.
P.S.
Может, у кого-то дома пыляться те издания ЖЗЛ, на поиски которых коллекционер потратил много сил. Вы можете подарить (или продать) их обаятельному "охотнику" за книгами. Не хватает следующих биографий:
Амундсон (1957г.)
Гоголь (1934)
Котовский (1937)
Лермонтов (1938)
Либкнехт (1933)
Михайлов (1935)
Нардные мастера (1938)
Чернышевский (1938)
Шлиман (1938)
Жижка (1952)
Антонов (№ 730)
Николай II (№ 739)
Назир Тюракдулов (№ 896, 949)
Мухтар Ауэзов (№ 1006)
Кортунов (1040)