Кино, литература и творческий процесс

Dec 01, 2008 21:17

28 ноября на книжной выставке Non/fiction в ЦДХ прошла презентация нового романа Елены Некрасовой «Автор сценария». Предыдущий роман этой писательницы «Щукинск» вошел в шорт-лист Русского Буккера 2008.

Елена Некрасова, 44 года, художник, режиссер, писательница




Классики и их влияние

Когда говорят о появлении нового Беккета, нового Гоголя, нового Достоевского, я не знаю, что сказать. Что значит «нового»? Он уже есть. Это личности, сложившиеся в тех условиях, в которых они сформировались. Недавно смотрела передачу «Культурная революция», и там спорили, можно ли трогать классика. Нужно ли к ним прикасаться грязными руками или не очень. Для меня этой проблематики вообще не существует. Если талантливо, можно трогать все. Если бездарно - ну трогайте, но видно же, что бездарно.

А к вопросу о том, что на тебя влияет - да все, что угодно, в тебя входят и шум информационный и, наоборот, тонкий и интеллектуальный.

В разное время мне нравились разные люди. Каждый этап сопровождался новыми приоритетами. Можно сколько угодно говорить «Я продолжаю традиции …». Но на самом деле, это ничего не значит.

Мосфильм и коллективное искусство

«Автор сценария» - это книга про кино. Мосфильм- это структура, где сталкивается много людей разной степени творчества и разных способностей.

Я эмигрировала из кино. Возникло много нехороших препятствий, которые меня от этого дела отвратили.

То, что люди в какой-то момент начинают слажено работать, - в какой-то мере чудо.

"Автор сценария"

Сценаристка в книжке таких проблем не испытывает. Потому что она сценаристка, а не режиссер. Ее дело писать текст, адаптированный к кинопроцессу. Ей не нужны эти механизмы. Она просто пробует писать сценарии для полнометражного кино.
Это книжка о литературе, о творческом процессе. Ни в коем случае, не моя автобиография, хотя там есть, безусловно, сценки из жизни, вещи, которые я лично проходила, наблюдала.
Это творческая автобиография, скажем так. Как взаимодействует жизнь с тем, что она становится в конечном итоге текстом. Как эти образы переходят из жизни в текст, литературу, как иногда в литературе делается выпад, неожиданный для самого писателя, который, в свою очередь, влияет на реальную жизнь. Человек уже не может мыслить и поступать иначе, потому что в процессе написания он пришел к каким-то выводам.

Это абсолютное перетекание, не отдельная жизнь бытовая и не какой-то творческий процесс, который происходит определенное количество часов в день на определенные темы. Это жизнь творческого человека.

Я не подсчитывала, сколько процентов в моей героине от меня. Я думаю, что от начала и до конца. Никогда не бывает какого-то процента. О ком бы автор ни писал, он всегда пишет только о себе. Мы выражаем через любого персонажа свою философию этого мира.

Творческий процесс

Что поразительно - выборочность человеческой памяти. Я знаю, некоторые ведут творческие дневники, записывают сценки, случаи, как-то их классифицируют, потому что это может пригодиться в тот или иной момент. У меня никогда ничего подобного не происходило.
Когда я пишу, яркие эмоциональные события, которые ложатся на структуру произведения, всплывают сами собой. Это авторский взгляд, а не документальное повествование.

PS

Я никогда ничего не завершаю. Счастье не только в завершении. Счастье есть всегда.

Кино, Литература

Previous post Next post
Up