Аня, 20 лет, студентка
Йом-Кипур
Я приехала в Израиль, и мои нерелигиозные родственники сказали, что Йом Кипур - это праздник. У иудеев четыре крупных религиозных праздника: Йом-Кипур, Пейсах, Суккот и, забыла как называется, по-нашему - Пятидесятница.
Когда люди в автобусе или на улице рассказывали, что у них сегодня Йом Кипур, я спрашивала: «Да, как отпразднуете?». А потом выяснилось, что это день памяти усопших, когда иудеи просят у всех прощения (у Бога в том числе), день, когда решается твоя судьба на следующий год.
Я не замечала в тот день ничего особенного. Разве что на улице никого не было, да люди на велосипедах ездили, так как все транспортное движение перекрыто. Это практически как Шабат, только более серьезный, как я поняла.
И вот в Йом-Кипур я пошла гулять. Надела короткую розовую юбку. Я ж не знала, что это такое! Еще я взяла фотоаппарат и начала все фотографировать. Потом только поняла, что могла бы за это поплатиться: мало того, что я была нескромно одета, так еще нарушала спокойствие, тишину. Хорошо, что все обошлось. Один раз, несколько лет назад, папа с братом и бабушкой нашли в Иерусалиме очень религиозный район тоже во время какого-то праздника и тоже начали там фотографировать. Религиозные евреи, такие, с пейсами, начали кидаться в них камнями, плеваться и шипеть. Когда у них закончилась слюна, один еврей облил мою бабушку клеем. Но им удалось убежать.
Религиозные праздники и иудеи
В Суккот иудеи собирают себе дом из соломы и пальмовых листьев, и в нем живут. Боюсь ошибиться, но по-моему, это в память о том, как Моисей 40 лет водил евреев по пустыне. Во время Суккота они сидят в этом шатре. Их ставят на балконах, на улице.
Еще меня удивило, что у некоторых мужчин штаны подвязаны снизу веревочкой. Мне объяснили, что они ждут прихода мессии, который должен родиться у мужчины, и боятся, что он выпадет через штаны.
Религиозных евреев я боюсь. Они ходят в этих своих меховых шапках. Их одеяния различаются в зависимости от разветвления иудаизма. Городские религиозные евреи носят шляпы, а те, которые приехали из деревни, вязаные кипы.
Драку, о которой все столько говорят, я видела, как и все, в новостях. До Иерусалима она не докатилась. Мне кажется, между арабами и евреями распри уже не из-за веры, а на уровне расизма. В Иерусалиме же нет границ: армянский квартал, еврейский квартал, русский квартал. Людям приходится мириться друг с другом.
Святая Земля
Мне кажется, людей тянет на святые места. Это даже необъяснимо. Когда я их увидела впервые, была очень потрясена. Я ходила с мыслями: «Вот я сейчас тут иду, а очень давно здесь происходило вот это». Там живет моя знакомая девушка, и как вот она каждый день ходит по этим местам на работу? Это как для нас сесть в метро и поехать в универ. Она каждый день проходит мимо Гроба Господня. Как это, интересно, воспринимается? Мне бы было очень интересно пожить там, попробовать. Именно в Иерусалиме, потому что там чувствуется национальный колорит, а остальные города больше похожи на европейские.
Знакомая, которая живет в Иерусалиме, рассказывала мне про третий храм, на строительство которого уже собраны деньги. В писании говорится, что когда на этом месте будет стоять новый храм, случится конец света. Она в это верит и связывает с приходом нового правителя и с войной. Это страшно.
Русские в Израиле
Там полно туристов. В Иерусалиме это еще не так заметно. А на Мертвом море везде русская речь, русские туристы. Ну, как в Сочи. Я, правда, в Сочи, не была, но представляю. По улице идешь, и ощущение, что ты в России, потому что все вывески на русском "Ювелирный магази", "Оптика". Когда я была там два года назад, такого не было. Хотя, может, я просто не замечала.
Мне сказали, что если ты в Израиле заблудился, можешь просто крикнуть: «Помогите!», кто-нибудь обязательно откликнется. Я так и делала иногда. Однажды мы с мамой испугались, что едем на автобусе не туда. Какой-то парень, стоявший рядом, спросил по-русски, помочь ли мне, и объяснил дорогу. Мы с ним разговорились. Он приехал из Питера, живет там 15 лет, работает поваром и снимает квартиру за 350 долларов. Он был какой-то забитый, если честно. Мне было его жалко.
Из русских эмигрантов в Иерусалиме в основном старички. Они очень жизнерадостные, стараются хорошо выглядеть, ходить на танцульки, в рестораны. Как моя бабушка! А есть такие, как у нас в автобусах: сидят напряженные и всех критикуют. А еще моя бабушка, так смешно, когда с ней садишься в автобус, начинает показывать пальцем и по-русски говорить: «Смотри, какая страшная», «Вон какая жирная!». Я ее прошу потише, а она говорит: «Все равно никто ничего не понимает!».
В России несчастная старость. У нас в пятьдесят лет многие считают себя старыми и будто уже осталось доживать. А там в 50 лет, как это банально ни звучит, жизнь только начинается. Люди получают образование, защищают дипломы, открывают свое дело. У них столько планов! Одна женщина, например, занялась гирудотерапией - лечением пиявками. Она полчаса рассказывала нам, как пиявки влияют на жизнь человека. Моя мама вдохновилась и теперь думает принести домой пиявок.