Строительство в Беларуси Островецкой АЭС вызывает стойкую негативную реакцию в Литве. Определенные политические круги Литовской Республики, посредством непрекращающихся информационных атак, пытаются торпедировать атомный проект. Чем же спровоцирована такая непримиримая и нетерпимая позиция соседней страны?
По мнению экспертов, данное явление обусловлено сразу несколькими факторами. Во-первых, это политический фактор, продвигающий антибелорусские настроения в Литве за счет четких антироссийских взглядов консервативной элиты республики. Элиты, которая все еще сильна, и к мнению которой прислушивается Грибаускайте. Именно с подачи консерваторов Литвы, Белорусская АЭС ассоциируется непосредственно с Россией, а потому отдельные политики видят в атомном проекте некую опасность, надуманно отождествляя электростанцию с усилением российского влияния в регионе.
Еще более значителен экономический фактор. Не секрет, что Литва сама хотела построить у себя на территории собственную атомную станцию, рассчитывая, что в этот проект включатся соседи - Латвия, Эстония и Польша. По задумке Литвы, эти страны должны были дать деньги на реализацию атомного проекта.
Но денег не нашлось. Латвия и Эстония заявили, что у них необходимых средств нет, а Польша, в свою очередь, дала знать, что и сама намерена развивать собственную ядерную программу. В дополнение к этому «удару под дых» ряды активистов в Литве инициировали в 2012 году референдум, в ходе которого большинство литовцев проголосовали против строительства АЭС. То есть реализовать атомный проект стало затруднительно даже политически, не говоря уже о финансовой стороне вопроса.
И вот на фоне этого атомного провала Литвы, возникает проект БелАЭС, который тут же воспринимается как более успешный конкурент, вклинившийся в этот исторический момент и начавший строительство. Безусловно, отдельные литовские деятели увидели для себя, что белорусы с АЭС успели, а они нет, и этот факт вызывает определенную зависть и неприязнь. На этом фоне ожидать, что отношение Литвы к Белорусской АЭС изменится, не представляется возможным хотя бы потому, что информационно воинствующие русофобы от консерваторов остаются влиятельным идеологическим ядром современного литовского государства. А это значит, что, несмотря на все возможные выгоды от строительства Островецкой АЭС, они будут всячески стремиться законодательно ограничить какие-либо взаимодействия с Беларусью по атомной линии.
Уже сегодня литовские консерваторы собираются отключиться от общей еще с советского времени энергетической сети, которая позволяла передавать электричество. Делается это для того, чтобы исключить возможность экспорта белорусской электроэнергии, исходя из принципа - «назло бабушке, отморожу себе уши», ведь голос консерваторов сильнее голоса разума…
По мнению экспертов, ситуация может измениться, если усилится влияние социал-демократов в Сейме, которые относятся к Белорусской АЭС более прагматично, без ненужной истеричной патетики консерваторов.
Однако уже сегодня встает вопрос о том, что будет в перспективе делать Беларусь, когда после завершения строительства второго энергоблока БелАЭС в 2020-х годах, она превратиться в экспортера электроэнергии. Есть ли у нее иные варианты, помимо литовского направления экспорта?
Перспективы есть, вернее есть варианты, которые, конечно, разнообразны. К примеру, Польша. Она тоже опоздала со своей ядерной программой, поскольку ближайшее строительство АЭС может начаться не ранее чем через 2-4 года, ну, а что касается запуска, то тут и говорить нечего.
Плюс у нее возникают определенные проблемы - ЕС требует из-за экологических несоответствий закрыть многие тепловые электростанции, а это значит, что у Польши возникнет дефицит электроэнергии. В этой ситуации единственным потенциальным поставщиком в регионе для поляков будет Беларусь. Хотя и здесь может найти «коса на камень», ведь всегда возможны проблемы политического характера, хотя бы с подачи Литвы, если она так и не одумается.
Еще одним вариантом являются Швеция и Германия. В Швеции «зеленые» требуют закрытия последних АЭС, а экономика у них сильная, поэтому может возникнуть дефицит электроэнергии. Та же ситуация и в Германии. Исходя из всего этого, в ближайшем будущем в регионе Балтийского моря Беларусь станет единственным серьезным источником электроэнергии.
Однако экспортировать электроэнергию, например, в Швецию возможно только через Литву. Тогда возникает вопрос: какова же цель нынешней информационной кампании литовского руководства, понимающего при этом, что остановить строительство Белорусской АЭС невозможно.
Главной ее целью является политический капитал, ведь на теме экологической и российской «угрозы» спекулируют (к примеру белорусская оппозиция) и пытаются набрать политический вес в качестве «настоящих патриотов», отстаивающих «безопасность» Литвы и Беларуси.
Кроме того, у Литвы может быть еще одна цель - поторговаться с белорусским руководством о каких-либо преференциях. Мол, Литва может наложить вето на поставки через свою территорию и потребовать от Беларуси каких-либо бонусов для себя. Возможно, это будет процент от будущего экспорта электроэнергии, ведь литовские элиты в этом смысле достаточно прагматичны. Также возможно, как полагают эксперты, что это могут быть какие-то уступки по Клайпеде, ведь Литве выгодно чтобы Беларусь не уходила из порта и наращивала там свое присутствие в условиях, когда Россия практически ушла из Прибалтики.
К тому же, с появлением в Беларуси китайского индустриального парка «великий камень», образуется связка Великий камень - Клайпеда. И при возможном политическом конфликте с Литвой ничто не помешает Беларуси перенаправить этот поток через Латвию.
В любом случае, несмотря на истерию проигравшей атом Литвы, которая все же при трезвом подходе может перестать драматизировать вопрос БелАЭС, в Беларуси уже запущена программа переоборудования всех основных энергопотребляющих точек с тепловой энергии на атомную. Поэтому, возможный переизбыток энергии в стране будет направлен на развитие инфраструктуры, но уже на электрическом токе. А это - очередное окно для модернизации инфраструктуры в Беларуси.
Источник:
http://allbel.org/proigrannyj-atom-litvy