Эх, Бразилия… Много ты мне принесла проблем. Хотя, честно говоря, из всех зарубежных поездок, эта была одна из самых интересных. (Не говорю о паломнических поездках, там, конечно, другое. Кто сейчас не ездит по святым местам? Каждый православный, да и не только, считает своим долгом быть у Гроба Господня. И это правильно. Но говорить о сокровенном в ЖЖ сложно, поэтому о другом).
Ноябрь 1997 года. Перелет в Рио-де-Жанейро. Да, батюшка, так и не научился выговаривать, все что-то «рижанер», чем неизменно вызывал у нас веселье («Что вы надо мной, стариком, смеетесь?» Бедный батюшка)...
Тогда самолеты аэрофлота летали полупустыми, нам на счастье, потому все 24 часа лету мы благополучно пролежали, каждый заняв 3-4 кресла. Летели мы не просто так, любопытства ради (хотя, как без любопытства; знаю - грех). Пригласила и оплатила поездку наша радиослушательница - радио «Радонеж» недаром всемирное вещание - Виктория, супруга спецкора 1-го канала. Виктория слушала радио, а он нет, некогда ему было - сутками сидел за компьютером, ловил бразильские новости. И тут в самолете мы познакомились с Валентиной, нашей православной, да к тому же тещей знаменитого Эдди Наварро (по невежеству его я не знала, а вот фотографии невозможно было не знать - снимал всех великих).
Поселились у наших благодетелей на Капо Кабана. Сказка: океан, ветер, пальмы, бабочки, лемуры, ленивые бразильцы, а над всем этим Спаситель. Все-таки они молодцы… Специально походили по местным храмам - народу полно. Казалось бы, набожны, но на общем состоянии страны это не очень сказывается (впрочем, как и у нас), видно эта набожность несколько декоративна. По вечерам, под нашими окнами девушки ждали клиентов, а через дорогу, прямо у пляжа - ежевечерние встречи «розовых» (в Бразилии они выбрали этот цвет). Мы, наверное, впервые в жизни видели такое.
Нас сразу напугали: уровень преступности зашкаливает, ничего с собой не брать, не носить драгоценности (какие? дешевые крестики?) и т.д. , но и добавили: местные жители с ленцой, если на пляже ваша обувь разбросана, то дважды наклоняться за ней не будут. И это точно, соотечественники подтвердили. Наших в Рио много. Еще живы эмигранты первой волны, конечно и второй, и третьей. Пообщались со всеми. Католических храмов в Рио много, православных было 2: Антиохийской Православной Церкви и Американской Автокефальной. Наши знакомые ходили в храм св.мч.Зинаиды, там служил протоиерей Василий Павловский . Хора не было, о.Василий включал магнитофон - вот и весь хор. На службе всего несколько человек. Отец Василий интересный: несколько раз с приходом переходил из одной юрисдикции в другую, служил без подризника и с двумя крестами («серебряным» и «золотым», по-детски считая, что носить надо оба), вычеркнул из требника некоторые слова, которые, как он считал, туда вписали большевики, например «Страшный», «Со страхом» (Божиим приступите): «Какой может быть страх?» - недоумевал он, но был батюшка глубоко верующим и искренним. Царствие Небесное протоиерею Василию!
Приезд в ноябре 1997 года группы православных Московского Патриархата сыграл определенную роль в дальнейшей жизни прихода. Архимандрит Амвросий много исповедовал и беседовал, нам, двум монастырским сестрам пришлось петь литургию. Отец Василий думал, что мы помурличим что-нибудь под магнитофон внизу у солеи и очень удивился, когда мы забрались на верхний клирос. Под магнитофон мы петь не умели, а как положено не смогли - нот не взяли. Пришлось накануне вечером вспоминать. Да, еще незадача: Кириена поет первым, а я только третьим (не умею, непутевая, вторым). Вспомнили что-то из знаменного распева, что-то из обихода. Хорошо, у Кириены голос ангельский, все недостатки покрыл. Конечно, прихожане изумились - давно не слышали живого пения, а многие из них еще помнили знаменитый приходской хор. Вот тогда и собрались они окончательно проситься в юрисдикцию Московской Патриархии. В 1999 году перешли. Слава Богу! В 2008 году храму св.мч.Зинаиды исполнилось 70 лет.