Вспоминая Батюшку. Ч.5

Jan 14, 2021 19:15


Семья. Батюшка вырос в многодетной семье. Вспоминал: "Приду с шахты, а на полу у входа гора детской обуви". Большая семья - это особый союз, основанный на заботе и любви. Нам, монастырским сестрам, удалось его застать, когда заезжали с Батюшкой к его сестрам и родным, ели вкуснейшие пирожки у тёти Ксении - сестры Батюшки (многие называли её просто тётей), беседовали с другими сестрами, братьями, племянницами и племянниками. Батюшка считал, что и монастырская семья может и должна быть настоящей, если и отношения между сестрами будут настоящими, неформальными. В некоторых монастырях не приветствуется общение между инокинями - у них другая традиция, у нас же сестры общались, узнавали друг друга, становились родными. Батюшка нередко повторял евангельские слова: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную». (Мф.19,29). И добавлял: «Я оставил мать, дом, братьев, сестёр, друзей, шесть соток земли. А получил множество сестер, отцов, братьев, друзей, духовных чад, земли и больше ста комнат - в любую келью заходи и живи". При этом духовник не требовал от нас полного разрыва с нашими родными. Зная мою непростую ситуацию - неприятие родителями монашества, разрешал бывать у моих и постепенно готовить. Иногда даже сам приходил вместе со мной. Как-то зашли мы с батюшкой к нам домой, - и он так, шутя, маме говорит: «Ну, отдай нам свою Марину!» (меня Мариной в миру звали). Мама резко ответила: «Нет, не отдам!» Батюшка улыбнулся: «Как не отдам? Она давно уже наша, пострижена». Из уст Батюшки это известие прозвучало для них уже не так трагично. Мы все пришли из мира, потянув за собой шлейф страстей и несовершенств. Батюшка учил нас как жить с этим осознанием своих немощей, как терпеть себя и в любой ситуации благодарить Бога. Обычно в монастыри принимают здоровых телом и духом - много физических трудов и духовных искушений. Батюшка принимал (а собирал сестер именно он) почти всех. Потому, когда мы через несколько лет посчитали, оказалось, что в монастыре около 40 сестер на инвалидности, ещё столько же, а то и больше престарелых. И не так мы крепки духом, как хотелось бы... Но Батюшка утешал: "Сила Божия в немощи совершается" (см.: 2 Кор. 12, 9) И Господь помогал: трудились по мере сил все: и инвалиды, и просто больные, и сестры в преклонном возрасте. Трудились, помогали и поддерживали друг друга. Батюшка всегда уделял особое внимание больным: оказалась инокиня в больнице, он ехал в больницу, даже если болезнь застала её в другом городе. И в келию к страждущей постоянно заходит, и в монастырский лазарет, а умирающую напутствует- благословит и напишет "сопроводительную записочку": "Мать Лия, ты много потрудилась, Господь твои труды принимает, ступай в обители рая". Кому-то это может показаться дерзостью, но Батюшка встречал у святых отцов: если духовник благословит чадо в обители рая, Господь молитву и такое благословение духовника принимает. И сестры, видя пример христианской любви и заботы, сами немощные, с радостью ехали ухаживать за больными, ночами сидели у постели, подбадривали и утешали. Монахини отходили в мир иной со всеми примирившись, большинство - после принятия Святых Христовых Таин, в окружении сестер. Помню, как монахиня отходила на руках у сестры (в прямом смысле), которая её приобнимала, других просто держали за руку, когда под псалмопения и молитвы все монастырские сестры приходили дать уходящей последнее лобзание. Простите за высокопарный слог - такая кончина требует именно его. Семья - это союз деятельной любви, монастырская семья - союз деятельной любви во Христе, потому что всё в монастыре - труды, и молитвы, и духовная борьба совершаются только с Помощью Божией. Так, как мы отвечали Батюшке в чине пострига в малую схиму: "Ей, Богу содействующу, честный отче!"





архимандрит Амвросий

Previous post Next post
Up