Интересное продолжение получил
мой пост про бесконечность. Он неожиданно стал связан с религией, когда я начал читать сочинение Фрейда "Неудовлетворенность культурой". В начале ее он отвечает своему другу, писателю Ромену Роллану, который, прочитав посланное ему Фрейдом "Будущее одной иллюзии", написал, что не может целиком согласиться с такой оценкой религии. Подлинным источником религиозности Роллан считает особое чувство, "обнаруживаемое им у многих других и, предположительно, присущее миллионам". Это - "ощущение вечности" и чувство чего-то безграничного, бескрайнего, "океанического". Но только на основании такого океанического чувства человек может назвать себя религиозным, даже если он отвергает любую веру и любую иллюзию.
Далее Фрейд пытается объяснить источник этого чувства, при том, что у себя он его не обнаружил. Я считаю, что это довольно смелый поступок, можно даже сказать дерзкий.
Я совершенно не удивился, что это самое чувство вечности лежит в основе религиозности человека. Но я пожалуй не соглашусь с Роменом Ролланом в том, что человека можно считать религиозным, на основании наличия у него такого чувства. Религиозным становится тот, кто это чувство не обуздал.
На мой взгляд это ощущение, не важно каковым были его самые ранние причины (теория Фрейда про младенческое слияние Я с окружающим миром), проистекает из боязни столкнуться с границами бытия. Из противоречия безсознательного стремления в теплое лоно Бесконечности и осознаваемого разумом предела всего сущего родилась Религия. Это попытка разума сделать желаемое действительным.