Минтруд России разработал новый подход к определению потребительской корзины и прожиточного минимума. Проекты федеральных законов «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» одобрены Правительством РФ на заседании 28 июня.
Проектом федерального закона «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» предложено перейти от нормативного к нормативно-статистическому методу, при котором продукты питания определяются в натуральных показателях, а непродовольственные товары и услуги - в процентах от стоимости продуктов питания.
«Действующий сегодня порядок определения прожиточного минимума на основе наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, устанавливаемых в натуральных показателях, устарел и в значительной степени не оправдался, поскольку структура потребительской корзины существенно отклонилась от фактического потребления типичного малоимущего домохозяйства», - комментирует Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин.
С учетом фактических соотношений в потребительских расходах малоимущих домохозяйств предлагается непродовольственные товары определять в размере 50% от стоимости продуктов питания, услуги - также в размере 50% от стоимости продуктов питания. Исходя из этих нормативов, в стоимости потребительской корзины продукты питания будут составлять половину, а непродовольственные товары и услуги - по одной четверти.
«Кроме того, действующая потребительская корзина не обеспечивает надлежащего качества и структуры питания, - говорит Максим Топилин. -В предлагаемой же корзине в большем объеме представлены продукты, наиболее ценные в питательном отношении». «Это позволяет нам приблизить продуктовый набор к нормам здорового питания, утвержденным Минздравсоцразвития России два года назад», - добавляет глава министерства.
Учитывая необходимость повышения качества питания предлагается увеличить пищевую и биологическую ценность потребительской корзины за счет:
- увеличения по сравнению с действовавшими нормами объемов потребления мяса и мясопродуктов, рыбы, молока и молокопродуктов, яиц, овощей и фруктов;
- снижения норм потребления по хлебным продуктам, картофелю, маслу растительному, маргарину и другим жирам.
Норму потребления в среднем на одного человека в год предлагается увеличить в следующих размерах:
- мясопродуктов для трудоспособного населения - на 57,5%, для пенсионеров - на 71,4%, для детей - на 30,6%;
- рыбопродуктов для трудоспособного населения - на 15,6%, для пенсионеров - на 6,7%, для детей - на 32,9%;
- молокопродуктов для трудоспособного населения - на 21,7%, пенсионеров - на 17,8%, детей - на 10,9%;
- яиц для трудоспособного населения - на 5%, для пенсионеров - на 11,1%, для детей - на 4,1%;
- овощей и бахчевых для трудоспособного населения - на 18,1%, для пенсионеров - на 6,5%, для детей - на 3,5%;
- фруктов свежих для трудоспособного населения - в 2,6 раза, пенсионеров - в 2 раза, детей - в 2,3 раза.
Энергетическая ценность предложенного минимального набора продуктов питания соответствует утвержденным нормам для мужчин и женщин трудоспособного возраста, мужчин и женщин пенсионного возраста, детей (утверждены Роспотребнадзором в декабре 2008 г.).
«Обновленная потребительская корзина в стоимостном выражении, в ценах за 2011 год, больше, чем действующая: для трудоспособного населения - на 200 рублей или на 3,2 %, пенсионеров - на 411 рублей или на 8,2 %, детей - на 250 рублей или на 4,1 %», - отмечает Министр.
«Увеличение стоимости корзины повлечет за собой увеличение размера прожиточного минимума, в том числе пенсионеров, и, как следствие, повысятся социальные выплаты пенсионерам- говорит Максим Топилин. - Отмечу, что дополнительные расходы уже предусмотрены в федеральном бюджете на 2012 - 2014 годы»
Проектом Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» уточняется определение потребительской корзины. Согласно законопроекту под потребительской корзиной понимаются «необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, определяемые в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания».
Также законопроектом предусматривается наделение Правительства РФ правом утверждения порядка исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Предполагается, что оба закона вступят в силу 1 января 2013 года.
Справочно:
Структура потребительской корзины
Проект потребительской корзины
Единица измерения
Объем потребления
(в среднем на одного человека
в год)
трудоспособное население
пенсионеры
дети
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые)
кг
126,5
98,2
77,6
Картофель
кг
100,4
80,0
88,1
Овощи и бахчевые
кг
114,6
98,0
112,5
Фрукты свежие
кг
60,0
45,0
118,1
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар
кг
23,8
21,2
21,8
Мясопродукты
кг
58,6
54,0
44,0
Рыбопродукты
кг
18,5
16,0
18,6
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко
кг
290,0
257,8
360,7
Яйца
штук
210
200
201
Масло растительное, маргарин и другие жиры
кг
11,0
10,0
5,0
Прочие продукты (соль, чай, специи)
кг
4,9
4,2
3,5
Величина прожиточного минимума
В ценах 2011 года