«Демократическая информатика». Часть 6. Игровая этика для малышей - загадка для взрослых.

May 03, 2009 18:01


Допустим, взрослые решили, что пора учить ребёнка настольным играм, что это полезно, потому сами прочитали начало. В запасе должно быть не меньше двух одинаковых наборов любых развивающих карточек.

Положите ту часть, которая нужна для игры, в большую плоскую крышку от коробки, игрокам дайте маленькие плоские коробки или крышки. Ребёнок должен иметь возможность выбирать себе рабочее место, а пока он приспособится играть, сидя за столом, его карточки должны «ходить за ним» - пусть делают это в коробочке.

Ребёнок должен увидеть перед собой на столе что-то, в чём можно копаться, искать новое, интересное. Предложите ему целую гору карточек. Он довольно быстро начинает пытаться отделить от неё свои собственные. Обычно даже готов поделиться и с другими игроками… после некоторых раздумий (цели его при этом могут быть самыми разными).
Теперь что-то должно происходить с этими кучками карточек.
Пусть сначала герой найдёт все одинаковые карточки, какие сможет.
В этот момент возникает что-то такое медитативное, мелодическая основа для деятельности - и одновременно мотивация. Потребность и разрешение одновременно, понимание различий в разных видах труда, усилий, самореализации.  
Если ваша общая музыка бодрая - играйте с большим мешком игрушек!

Во что играть?

1. Карточные цепочки.
Карточки выкладываются одна на другую с пояснением связи между ними (учимся переключению внимания с одних признаков на другие).
Это и просто, и сложно. Совсем маленькие дети не будут это делать сами, но они внимательно посмотрят на то, что делают большие. Когда ребёнок решительно потребует более демократичных правил игры, взрослый должен быть уже готов их подсказать.
Посадить и положить игрушки «паровозиком» тоже хорошо. Каждая следующая игрушка цепляется только после того, как озвучено её сходство с предыдущеё. «Туристы» могут кататься группами по интересам. Движение освежает, но нужно показывать малышу, как удобно иногда работать за столом.

2. Пары подходящих карточек (в случае большого мешка игрушек - кто с кем «дружит» или просто похож).
Найти и объяснить пару каждой случайно выбранной карточке (учимся аккуратному поиску одного варианта из многих, обсуждаем степень похожести). Сейчас мы ишем среди них не совершенно одинаковые, а просто похожие. Не забываем о контрасте - это тоже важный способ образования пары!
Ну, иногда с кем-то никто не дружит, а с кем-то все хотят… Но что-нибудь придумаем!

3. Пары из одной своей карточки и одной «условного противника».
Это гораздо интереснее. И это лучше всего делать именно с карточками за столом. Цирк, театр и просто возня не требуют ТАКОЙ хитроумной организации общения.
Эти сценарии возникают на основе всего того, что ребёнку не нравится в предыдущих играх, на основе тех правил, которые он предлагает по ходу игры. На практике у меня вышло вот что.

Предложите ребёнку разложить перед собой несколько своих карточек (2-3 штуки), выложите свои перед собой. Пусть у каждого будет личный запас, большой или маленький (при случае научите его делить пачку карточек поровну на несколько игроков). Маленький запас нужно периодически пополнять из общей кучи.
Ищите по-очереди пары подходящих карточек среди всего того, что игроки выложили на стол (кроме запасов, конечно). Каждый забирает свою «добычу» себе. Пустые места заполняйте из личного запаса.
Важное условие: пару нужно подбирать к одной из СВОИХ карточек, а не искать пары среди чужих (то есть как бы не лезть не в своё дело). Эту активную карту хорошо на первых порах брать каждому из своего запаса и держать в руке (или класть на середину стола). Потом это правило можно отменить, но акцентировать внимание на таких вещах бывает нужно не только маленьким, но и взрослым.
Если игроков собралось много, пусть каждый выложит только одну свою карточку на стол, чтобы поиск вариантов был не слишком долгим.
Как только становится понятно, что ребёнку не нравится выбирать только одну пару за один ход, предложите ему выбирать все подходящие карты из лежащих на столе, но строго по одному признаку.
Кто выиграл? Сначала не имеет значения. Потом есть два варианта - у кого набралась больше «добыча» (он был более удачлив в «охоте») или у кого карточки раньше кончились (он был более популярен, востребован в течение игры).

Для младших школьников (да и постарше тоже), которым нужно изучать основные понятия логики и психологии, хороши коллективные занятия с мозаиками.
Просто обозначу варианты игр (именно игр - с правилами и победителями).
1. Одна мозаика, которую собирают все вместе. Кто в группе лидер, а кто - координатор? Кто сам предложит правила, кто будет следить за их выполнением, кто будет поддерживать настроение?
2. Две одинаковых мозаики (смешанные сначала в одну кучу), которые собирают две разные команды. Вот она, вынужденная взаимопомощь в условиях жёсткой конкуренции!
3. Своя мозаика у каждого игрока - но все кусочки смешаны в одну кучу. Выживает сильнейший… если соблюдает этикет равных возможностей.

Про этикет (а также про медиацию) собираюсь когда-нибудь написать отдельно.

Добавка! 8.12.2010
"Сакральные места в доме - СТОЛ"
Пишет автор и ведущая еженедельной электронной газеты "Школа своего Здоровья" Татьяна Морозова tanya_morozova . 
Цитирую:
"Необходимость пользования общими предметами за столом сразу ставит перед ребенком проблему сотрудничества в общем предметно-социальном пространстве застолья: то ли дотянуться самому до нужных предметов, то ли прибегнуть к помощи другого человека. Но как? Здесь важно, чтобы родители осознавали педагогический смысл этой ситуации."
В результате внутренняя установка в отношении себя и других людей "формирует определенный тип межличностных отношений".

практично (прям лайфхак!), методика ДИ, школа, игра, дети

Previous post Next post
Up