«Демократическая информатика». Часть 4. Сюжетная шпаргалка для учителя, не любящего алгоритмов.

Jan 23, 2009 13:17

Свойства алгоритма и правила алгоритмизации почти в любом возрасте реально начинать с изучения правил настольных игр, в том числе пасьянсов (если это приемлемо для конкретного человека). Свои игры и тренинги я уже предложила тут, тут и тут, теперь ещё раз скажу, зачем это надо.
Соблюдение правил диалога, дисциплина в игре, концентрация внимания на простых, но повторяющихся задачках - разве не этого мы добиваемся от учеников?

Дискретность, понятность, конечность действий по алгоритму, исходные данные и требуемый результат - всё наглядно иллюстрируется, всё управляемо, мотивированно, разнообразно по форме и в то же время очень строго в смысле изучения, САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРИДУМЫВАНИЯ и выполнения правил. Это настоящая учебная работа, позволяющая и ребёнку, и взрослому работать в своём темпе и в соответствии с его способностями. И математики, и художники включаются в игру, но по-разному, учитель имеет возможность и загрузить, и похвалить каждого.

Мне кажется, здесь есть хороший естественный тормоз, который школе очень полезен - игрока можно сильно УВЛЕЧЬ, но попробуйте ЗАСТАВИТЬ его играть! Он, как минимум, может потребовать для себя другую игру. Особенно если другие игроки считают его «слабым звеном». Может быть, он скажет что-то дельное в своём протесте.

Эти игры хорошо чередуются с физической нагрузкой. И от этого чередования есть прекрасный мостик туда, куда мы даже и не смотрим сейчас - к практической пользе, к труду, если хотите. Человек (покормленный и умытый, желательно), который имеет благо, подвижности и сознательности, хочет участвовать в настоящей жизни, он хочет пользы себе и другим, он СУЁТ СВОЙ НОС туда, куда ЭТО НАДО НАМ ВСЕМ. Мы его спрофориентируем, конечно, но скорее он сам добьётся от нас бережной, экономной, расчётливой педагогики дома и в школе. Он потребует игры по правилам.

Школьная математика, между прочим, имеет в виде этих игр ГЕНЕРАТОР ЗАДАЧ - все заморочки в виде множеств, логических операций, статистики, многошаговых и комбинированных задач в разных разделах иллюстрируются именно при помощи сценариев диалога. Никто не отменяет руководителя игры (модератора сообщества), но он не должен быть самым умным - он должен уметь работать в этой игре координатором.

«Жуть новостроек» (перенаселённость, отсутствие парков и водоёмов и т.п.) и бешеный напор ТВ и компьютера (при всей их необходимости) делает невозможным нормальное существование в замкнутом пространстве школы по старым стандартам. Спелёнутость и озлобленность вместо подвижности и сообразительности не даёт ничего хорошего никому из нас.
Но присматривать-то мы как-то должны за детьми! Дипломатичность, деликатность... выносливость, железную волю… трезвый, но широкий взгляд на жизнь для педагога никто не отменял. В том числе для преподавателя информатики. Может, для кого-то это будет глотком воздуха.

методика ДИ

Previous post Next post
Up