Почтительное эссе
Он, голубчик, постригся. У него, Сергея Леонидовича (именуемого далее С.Л.) теперь вместо чёлки - бегущая строка. Это Проханов так сказал когда-то, почти дословно: «Я читаю у Вас на лбу, Володя - у Вас там бегущая строка.» Это потому Проханов так сказал, что у Владимира Варфоломеева… в общем, тоже нет чёлки.
Оказывается, мы всё ещё считаем базовым образом С.Л. тот, что видели по телевизору в 1999 году.
А ведь теперь уже причёска С.Л. выполняет больше роль индивидуальной станции космической связи. Человек объездил весь мир, разговаривает на разных языках, ему надо поддерживать разнообразные контакты с людьми и прочими космическими сущностями. Неровности на черепе скрывают, вернее, наоборот, обнаруживают, какие-то новейшие (или древнейшие) антенны. Есть ещё другие антенны, имеющие вид несколько пёстрого ёжика. Движения головы, якобы отбрасывающей чёлку с глаз - это не просто старая привычка. Они позволяют улучшить приём всяческих сигналов. Сложнее интерпретировать движения шеи, иногда как будто оседающей под многокилограммовой копной волос.
Нам, радиослушателям, важно, чтобы всё это функционировало исправно. Мы его всё равно не видим! Не он один не смотрит телевизор. Да и Бог с ним! Пусть и дальше С.Л. выполняет свою миссию. Только ему нужен высококлассный стилист, с холодными сердцем, умом… А также честью и совестью. И с корочкой. И не только стилист. Я имею в виду дипломированного помощника. Чтобы справляться с потоком информации.
Всё изменилось. Слово «миссия» является смыслообразующим, когда мы говорим сейчас об С.Л.. И что же? Что мы видим? Точнее, что же мы слышим теперь?
Такое общеизвестное в медицинских кругах слово, как «пропедевтика» (в других кругах автоматически переходящее в разряд ругательств), как раз удачно обрисовывает сферу деятельности бескорыстнейших, добросовестнейших и доброжелательнейших миссионеров-проповедников. Они вынуждены нести аборигенам азы интеллектуальности и гигиены, придумывая на ходу всё новые и новые методические приёмы.
Стёб - точнейший научный инструмент миссионера, а для науки пропедевтики - путь и способ развития. Во время занятий самое важное что? Привлечь и удержать внимание слушателей, мотивировать их. И тут, как кто-то уже говорил до меня, хороши оба способа. Второй - убедить, что без приложения мозгов жить в этом мире не так благосостоятельно, как нас призывает реклама. О первом способе скромно умолчим, но из контекста должно уже более-менее понятно, о чём речь.
На практике всё это принимает иногда странные формы. Когда-то меня выгнали из читального зала библиотеки МИУ (то есть Института управления). Практически за работу над конспектами первоисточников по истории КПСС. Ну, за комментарии вслух. Минут двадцать. Бывает иногда такое заразное смешливое вдохновение. Когда ты уже умеешь более-менее делать это тяжёлое дело, популярность твоих конспектов выражается в количестве однокурсников, бережно их копирующих (ну прям как монахи где-нибудь в монастыре). И вдруг приходит эта лёгкость в сознании и подсознании, и хочется поделиться ею со всеми!..
Недели две или три после этого случая я ходила без читательского билета и получить что-либо в библиотеке могла только при помощи вышеупомянутых «монахов». Кому, как не С.Л., знакомо это бодрящее чувство! В любой жизненной ситуации потом легко различаешь аромат креативщинки и чуешь, чем дело кончится. (С.Л. ещё повезло с работой на станции - не железнодорожная, поди.)
Через 3 или 4 года я тщетно пыталась найти в своей тетради с конспектами причину ажиотажа. Но теперь это уже невозможно - тогдашние первокурсники выпросили эту тетрадь, а обратно не отдали ни за что! Преподавательница по истории КПСС 1,5 года (!) была у нас психологом, логиком, методистом, организатором и новатором, просто чудо какое-то по тем временам. Спасибо ей большое (и вот это как раз не шутка).
К самой КПСС это не относится.
Для серьёзных миссионеров разных направлений классиком жанра является, я думаю, З.Фрейд. Он дал миру способ наполнить общение смачными, но цензурными сюжетами и выражениями. Но Фрейд не был единственным мужчиной, который про всё хотел поговорить, ну про всё буквально! Был же ещё К.Маркс. Шаманил бешено! Он заставил себе поклоняться целые народы, а остальных запугал. (Надо всё же отдать должное: у него устойчивым сочетанием со словом «наёмный» было слово «работник», а не «убийца».) «Капитал» поэтому надо и применять по-шамански - гадать по нему. Думаю, он уже достаточно древний. Это будет новым видом миссионерства - искать наугад ответы в «Капитале» и толковать их по Фрейду. Версий явно всегда будет больше одной. Именно в этой сфере найдут, наконец-то, своё место морфинизм и разврат (эти два слова цитирую по С.Л.), без них муки творчества недостаточно мучительны.
В «Капитале» много провокационных, по нынешним временам, формулировок. Их произвольное сочетание может дать неожиданный эффект, это очень по-миссионерски предполагает необходимый в творчестве плюрализм. Вот самые невинные, первые, попавшиеся под руку, без призывов к насилию. Из 1-го тома: «…люди, внезапно вырванные из обычной жизненной колеи, не могли столь же внезапно освоиться с дисциплиной своей новой обстановки» (это про то, откуда тогда взялись бомжи и люмпены). Во 2-м томе: «Что потерял один, то выиграл другой». В первой части 3-его тома: «…торговый капитал есть первая свободная форма существования капитала вообще.» (По изданию начала 80-х годов это примерно 744-я, 329-я и 370-я страницы соответственно.)
Чтобы не было заметно следов женского шовинизма, я выкинула из этого текста почти все истории про милых деток и совсем все восьмомартовские случаи из практики. Но всё же нельзя не проиллюстрировать тему миссионерства понятными примерами.
Мы с одной девочкой, которой уже исполнился годик, гуляли летом на детской площадке. Она хотела, как все нормальные люди, подбирать с земли всякие яркие штучки («Нельзя, это мусор, брось!») и заглядывать в мусорные урны высотой как раз примерно до её носика («Туда кидают мусор, не лезь!»). Ну и всё… Ребёнок сложил 2 и 2. В уме. Правильная девочка в розовом платьице отходила подальше от взрослых, собирала всё, что ей хотелось, прикидывала, какая урна ближе, и уверенно несла МУСОР туда. Ей оставалось подтянуться, кинуть добычу в урну и тщательно проверить, всё ли там удачно разместилось. При каждой поимке она элементарно доказывала благонамеренность: собирать мусор НЕ ПРОСТО МОЖНО, А НУЖНО!
Это очень простой пример, но он рекурсивен в своей простоте. Не только каждый из нас по-разному находит своё место в жизни. Нам требуется присмотр разнообразных кураторов, которые уже как-то нашли своё место в жизни (или согнали кого-то другого). Куратора тоже кто-то учил. Я прямо чувствую в этом рекурсию, а не просто цикличность или иерархичность. Дело в ПРАВИЛАХ, которые каждый из нас применяет для принятия решений.
Нужно, чтобы кто-то умел со стороны разок глянуть на такую ситуацию - и скоренько проанализировать. Я, в общем, до сих пор в сомнениях: надо ли было уже рассказывать ребёнку про микробы… или что? А что бы такое НЕ сказать, когда эта же барышня смущённо прикрывает солнечно-безудержную улыбку, адресованную ровеснику-красавцу, подолом того же розового платья? Только квалификация и кругозор таких кураторов-миссионеров, как С.Л., помогут нам потренироваться в принятии решений. С.Л. всё объясняет в деталях и предостерегает от промашек. Всегда возможно, что он предложит посмотреть на предмет разговора под другим углом. Например, вывод из истории о платьице могу предположить такой: «Если вы видите прямо перед собой подол юбки или платья, не спешите делать выводы - за ним может скрываться нежнейшая, мечтательная улыбка!» Это будет одно из новых ПРАВИЛ принятия решений.
Кстати, моё понимание слова «характер»: это привычные реакции человека в непривычных обстоятельствах. А «сила воли» - это когда человек делает то и только то, чего он хочет больше всего в данный момент.
Между прочим, С.Л. обладает упорной и разнообразной внутренней мелодикой, он ведёт свои разговорные эфиры на "Эхе Москвы" без музыки (как это у них принято). Это и заставило меня постепенно перейти от раздражения к любопытству, тем более, есть аналогия. Я уже писала в своём ЖЖ о танцах с кошками
("Романтизация информатизации"). Кошка, когда играет с бумажным комком под музыку, полностью ей следует. Она с вами в контакте, но она независима, осторожна, реалистична и мистична одновременно. Паузы, которые она делает - это верх изящества и естественности.
Надо признаться, книгу "2008" я ещё не читала. Но, Сергей Леонидович, голубчик наш, снимайте уже сериалы! Побудьте нашим аниматором, массовиком-затейником. С последующим опросом телезрителей - что это было? ЧТО ВООБЩЕ ЭТО БЫЛО?!
(И проголосовать).
И всё же чёлка очень способствовала убедительности и внятности изложения. Ну да ладно, есть ещё одно народное средство, прям в кокошнике не ходи, считай, имманентно. Скромность украшает, вот что! СКРОМНОСТЬ - ЭТО СТРАШНАЯ КРАСОТА.
Пост от 11 августа капитально отредактирован 17 августа
UPD 2.03.2009
Про "недостаточно мучительные" муки творчества: то ли это цитата из С.Л., то ли из кого-то другого...