"Записки об Анне Ахматовой. 1938-1941" Лидии Корнеевны Чуковской

Feb 07, 2021 08:42


"Опять замолчали. Потом Муся призналась, что пробует читать «Улисса», но не понимает его.

- Изумительная книга. Великая книга, - сказала Анна Андреевна. - Вы не понимаете ее потому, что у вас времени нет. А у меня было много времени, я читала по пять часов в день и прочла шесть раз. Сначала у меня тоже было такое чувство, будто я не понимаю, а ( Read more... )

информация, А. А. Ахматова, Лидия Чуковская, цитаты

Leave a comment

iismene February 8 2021, 07:31:23 UTC
А почему ты не будешь читать "Улисса" на английском? Это ж не "Поминки по Финнегану". Впрочем, я в глубине души не уверена, что он в принципе тебе зачем-то нужен. Судя по тому, что я читаю в твоем журнале о читательских впечатлениях, эта книга из другой плоскости, у которой с твоей вообще нет точек пересечения. Ну и что, что великая, если она "не про тебя" (от Вайлевского "стихи про меня").

Reply

mint_lavender February 8 2021, 13:50:36 UTC
Потому что скучно. И да, я знаю, что она не моя, я о ней много читала и сюжет знаю. Мне это не интересно. У меня вообще с этим мальчиком особо нет пересечений, я и Фаулза уже больше никогда не стану читать.

Reply

iismene February 8 2021, 15:00:18 UTC
"Мальчик" - это который Армен?
У Фаулза я читала "Женщину французского лейтенанта", "Коллекционера" и "Волхва". Тот случай, когда при чтении мне было интересно, я осталась при удовлетворении, что "прочла хороший роман", но ни одна из книг мне ничего не дала: ни озарения, ни осмысления, ни волнения, отторжения или удовольствия. Ну, знаешь, как с новым человеком, когда видишь, и сразу понимаешь, что близости не будет, все в нем хорошо, и умный, и воспитанный, и приятный, и интересный, но не твой, и все тут. Резонанс не возникает, и с этим ничего не поделать, хотя работать вместе можно без проблем. Поэтому при прочих равных условиях я скорей новую низкопробную фентэзню возьму, нежели нового Фаулза, при том, что его романы мне вообще-то нравятся.

Reply

mint_lavender February 8 2021, 16:11:00 UTC
Да, Армен. Вот и я прочла именно три этих романа "Женщина французского лейтенанта" и "Коллекционер" оставили равнодушной, а "Волхвы" возмутили. Из того, что объяснял Армен я поняла, что автор играет в свои игры, перемигивается с классиками прошлого и т.п., а мне до всего этого дела нет. К счастью, я не литературовед, а рядовой читатель, так что гоняться с лупой за чужими тараканами необходимости у меня нет. А у Джойса можно "Дублинцы" перечитать, думаю, что сегодня они мне понравятся.

Reply

iismene February 8 2021, 16:19:07 UTC
Да, мне у Джойса тоже больше всего нравились "Дублинцы", там сильно влияние Чехова чувствуется. Это единственное из Джойса, что я подумываю со временем перечитать. Аллюзии и прочие "перемигивания" я вполне себе вижу, но чем дальше, тем больше ценю книги, которые трогают меня за душу, а не за диплом.

Reply

mint_lavender February 8 2021, 16:26:19 UTC
А мне вдруг стало невыносимо тяжело читать Чехова. Я раньше целые тома его рассказов проглатывала и ничего. Пьесы с удовольствием перечитывала! А теперь за что не возьмусь, меня убивает, какой он мрачный! Причем, он как Гоголь, иногда совершенно намеренно нам показывает только темное, а ведь в каждом человеке, помимо того, что он описывает, есть и другое! Мне конечно все еще очень нравится язык, но я начинаю думать, что мне не стоит его больше читать.

Reply

iismene February 8 2021, 16:34:59 UTC
"Всему свое время на свете и время каждой вещи под солнцем". Я в юности у Чехова любила избранные вещи, а в целом у меня отношение было похоже на то, что ты пишешь. А сейчас он у меня в любимых писателях. И вижу я в нем не "мрачность" и "негативное отношение" к людям, хотя он, действительно, постоянно показывает слабости человеческой натуры и ее неприглядные стороны, начиная от глупости. Но сейчас он дает мне заряд терпимости, гуманизма и приятия. "Несудимости", то есть, способности не осуждать, видя все это. А то сама по себе я в этом отношении далека от идеала, особенно сильно дураков с ограниченностью не люблю и осуждаю. А у Чехова в заводе этого нет, что даже немного странно для человека, который умер, не дожив до моих лет.

Reply

mint_lavender February 8 2021, 17:04:13 UTC
Taк в том то и дело, что у меня наоборот! Я именно раньше его таким видела, за что и любила. А теперь как отрезало! Мне любопытно что-нибудь у Достоевского с позиции А.А. перечитать. Вдруг он и для меня теперь станет идеалистическим:).

Reply

iismene February 8 2021, 17:43:18 UTC
Значит, для тебя это просто больше не актуально. Ни вопрос "мужества перед лицом жизни" (по-моему, это тоже А.А.), ни как примириться с чужим несовершенством;))) А какая у нее позиция по отношению к Достоевскому? И какой роман ты возьмешь, решившись перечитывать?

Reply

mint_lavender February 8 2021, 17:56:43 UTC
"Разговор перешел на Достоевского.

Я сказала, что люблю его сильно, но перечитываю редко: очень уж тяжелое чтение.

- А мне в последнее время он представляется почти идиллическим, - сказала Анна Андреевна. - Я вот теперь в Москве перечла «Подростка». Ах, какая вещь!

Но все это совсем не страшно. К реальной действительности это отношения не имеет. Это все стороны его души - и только. В действительности ничего такого никогда не было и не бывает"

Я думала про "Идиота", он у меня изначально легко пошел, а с "Братьями Карамазовыми" я мучалась, три раза начинала. Я просто последним читала "Бесы", тоже долго не могла осилить, только с третьего или четвертого раза, а теперь часто вспоминаю, а с такой позиции даже с нежностью.

Reply

iismene February 8 2021, 18:04:44 UTC
У меня впечатление, что если я к Достоевскому когда и вернусь, то это будут или "Бедные люди" с "Неточкой Незвановой", или "Село Степанчиково и его обитатели". "Идиота" я не так давно смотрела сериал с Евгением Мироновым, по его следам немного полистала избранными фрагментами, поняла, что перечитывать не хочу. На "Братьев Карамазовых" или "Подростка" с "Бесами" тоже не тянет. Кто сказал, что водораздел русского интеллигента проходит по вопросу "Толстой или Достоевский?" Набоков? Вот у меня - ни Толстой, ни Достоевский:)))

Reply

mint_lavender February 8 2021, 18:24:14 UTC
Я, наоборот, "Бедные люди" с "Неточкой Незвановой" совсем недавно читала, сериал не смотрела, а "Идиота" прочла лет может двадцать назад.

"Кто сказал, что водораздел русского интеллигента проходит по вопросу "Толстой или Достоевский?" - это многие сказали, просто потому что они во многом полярны, известны и спорны. О них можно очень и очень долго говорить, и из них можно доставать и доставать:). Ну, а поскольку мне уже ни из кого ничего доставать не хочется, то у меня из русских сейчас самый любимый Боборыкин! Я прямо жду-недождусь, когда что-нибудь еще его послушаю:). А у тебя?

Reply

iismene February 8 2021, 19:48:28 UTC
Хорроший вопрос! Я аж открыла свой тег "дневник чтения" и пробежала списки за прошлый год. И получается, что я из русских либо перечитываю-дочитываю что-то коротенькое избирательно по произвольной ассоциации (пару рассказов Бунина, Лескова, Одоевского, Чехова, статью Белинского и т.п.), либо читаю развлекательное массовых жанров от Олди с Лукьяненко или Б.Акунина до ромфанта с СИ или продамана. И особого увлечения русской литературой у меня сейчас нет, я отдаю откровенное предпочтение переводной.

Reply

mint_lavender February 9 2021, 05:34:03 UTC
Это я знаю, я же все твои посты о чтении регулярно читаю. Думала, что может что-то скрытное есть. Так я, например, пару лет назад не рассказывала о том, что перечла "Мастер и Маргариту", просто потому, что не люблю поднимать эту тему. Мне скучно, когда о ней говорят. Из всего, что я слышала и читала, интересно ее обсуждали только в подкасте "Полки".

Reply

iismene February 9 2021, 06:31:59 UTC
Не, за рамками я оставляю только брошенное за негодностью и перечтенное по диагонали или фрагментами. Например, "Идиота" я читала три раза (школа, институт, снова школа) и неплохо помню, он мне врезался. Когда муж взялся за сериал Бортко, я за компанию тоже посмотрела. В какой-то момент возник вопрос, насколько прочтение близко к книге, ну, я взяла книгу, нашла нужный фрагмент, и еще немного почитала заодно. Но не в таком объеме, чтоб считать роман перечитанным. Мое сложившееся впечатление не изменилось, чего-то нового мне не открылось, так что нет смысла записывать. Ну, или у меня том Бродского лежит, и я его читаю, вот уже третий месяц, но отдельными стихами или эссе. Два стихотворения наизусть выучила, и дальше собираюсь продолжать в том же духе. Наверно, когда дочитаю, запишу. А может, напишу, когда будет настроение рассказать, как получилось, что у меня сборник с 1993 года простоял, ни разу не будучи прочитан целиком, а только отдельными стихами

Reply

mint_lavender February 9 2021, 06:57:41 UTC
Ну, т.е. ты, как я догадывалась, ты тоже не всем делишься. Я ни в коем случае не осуждаю, на мой взгляд, это как раз нормально. Спасибо, что поделилась! Напишешь мне любимые?

Reply


Leave a comment

Up