Неокантианство было господствующей академической традицией Германии начала XX в. Оно определяло философию того времени, интеллектуальную публицистику того времени, да и культуру вообще (даже в манифесте кубистов явно просматриваются неокантианские установки). Основная идея неокантианства -- конструктивный характер ценностей. Ценности черпаются из меня самого и я их могу менять. С одной стороны, все подчиняется ценностям, но с другой, ценности исходят из меня, значит все подчиняется мне. Я в основе всего, Я и только Я. Das Ich ("Я") -- излюбленный предмет анализа неокантианцев. Неокантианцы упивались субъективностью Я.
Социальные следствия таких идей неокантианцев однозначны -- конструктивизм, а по-простому делай что хочешь во имя Я, во имя себя как свехчеловека, во имя Нас как сверхлюдей. Неокантианство не могло не привести к национал-социализму, т.е. к конструктивизму в политике. Есть только одно Я -- я фюрера, есть только одно Мы -- мы немцев и есть только одна воля как источник всех ценностей -- наша!
Один из писателей, отразивших неокантианскую сущность национал-социализма был Томас Манн в своем произведении "Доктор Фаустус". Подробнее об этом можно прочитать в моем древнем тексте:
http://relig.info/persons/mann-tomas После падения национал-социализма произошла интересная вещь. Почти все неокантианцы, такие как Хайдеггер, были членами НСДАП или хотя бы сочувствующими. "Бытие и время" Хайдеггера было самым интеллектуальным чтивом, вдохновляющим национал-социалистов в конц-лагерях и на восточном фронте. Всех руководителей НСДАП судили, но неокантианство как идейный контекст национал-социализма не осудил никто. И более того, все философы, бывшие национал-социалисты, начали всячески лоббировать друг друга, чтобы сохранить свое интеллектуальное влияние. Первым делом они лоббировали своего лидера -- Хайдеггера, видного бывшего члена НСДАП. И теперь неокантианство все еще живет. Именно неокантианство становится идейным контекстом большинства неонацистских интеллектуалов вроде Гейдара Джемаля. И никто не задумывается об опасности неокантианства.