Оазис (Ли Чан Дон, 2002)

Jan 11, 2011 00:28




Корейское и японское кино очень сложное для европейского восприятия. Мышление корейцев и японцев никогда не было библейским, в отличие от европейского мышления, некогда взрасченнное на библейских табу и строгих ограничениях. Отсутствие жестких авраамических правил делает мышление представителей дальневосточных культур значительно более широким, мобильным, языческим. Это очень заметно по корейскому и японскому кино. Для европейцев их кино иной раз кажется полной шизой. Фильм "Оазис" (2002)  Ли Чан Дона -- это шиза из шизы, но только на первый взгляд. Для вдумчивого зрителя этот фильм -- настоящий прорыв, крушение всех привычных стереотипов в области мелодрамы. Лучшая мелодрама из всех, что я видел.

Я не люблю мелодрамы ни в каком виде. Это самый пустой жанр кино. Он взращивает в нас пошлость. Кальки из привычных мелодрам тиражируются в нашем повседневном поведении, делая невозможным подлинные чувства. Следуя такому кино, мы становимся примитивами в межличностных отношениях. Мы начинаем стандартно одеваться, заучиваем стандартные способы и формулы общения, ищем стандартные реакции. С таким подходом легко находить случайных партнеров для случайных отношений. Но подлинные чувства не возможны. Стандартная девочка в коротенькой юбочке мечтает о стандартном мальчике на машине. Все просто. Заштампованное общение с желанием потребить партнера также как мы потребляем мелодраму в кинотеатре, жуя попкорн и запивая колой.

Ли Чан Дон желает порвать все эти штампы и условности. Он не любит попкорн с колой, он не любит девочек, у которых в голове сказочные принцы, преподносящие в подарок золотые кольца. Он смеется над всем этим. И разворачивает перед зрителем чарующий прикол. Его кино снято по всем законам мелодрамы: случайная завязка, кульминация с альковом, расставание и печаль. Все стандартно, кроме одного -- действующих лиц. Главная героиня больна церебральным параличом на очень высокой стадии, и ничего кроме сильного отвращения у зрителя вызывать не может. Главный герой -- бывший зэк и неудачник. Герои отвратительны. Но уже через несколько минут фильма перед нами открывается очень сложный психологический мир обоих героев. Зритель смотрит на мир уже их глазами. Зритель сам становится и бывшим зэком, и вечно трясущейся страшной девочкой. История отношений показана настолько реалистично, что веришь в правдивость каждой мезансцены.

Если кому-то в современном кино удалось показать чистую любовь без штампов и пошлости, то это Ли Чан Дон. Все любители авторского кино должны увидеть этот фильм!









искусство, кинокритика

Previous post Next post
Up